Псевдобульбарная дизартрия — что это, как лечить

Заболевание дизартрия у детей определяется как психофизическая патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова. Это касается всего речевого аппарата, то есть, задействованы губы, язык и мягкое небо. Начинаясь в детском возрасте, эта патология приводит к нарушению письма, чтения и недоразвитию речи, при таком дефекте требуется коррекция.

Псевдобульбарная дизартрия - что это, как лечить

Причины патологии

Дизартрия у детей встречается в 5% случаев. Ее возникновению способствуют такие факторы:

  • Гипоксия. Легкая или тяжелая нехватка кислорода плоду в процессе беременности и во время родов.
  • При резус-конфликтной беременности.
  • Недоношенность. Появление на свет ребеночка раньше срока.
  • Асфиксия.
  • Травмы при родах.
  • Длительная желтуха новорожденных. Гемолитическая болезнь, в которой может развиться также ядерная желтуха.
  • Заболевания головного мозга (менингит, энцефалит, опухоли, черепно-мозговые травмы).
  • Гнойный отит.
  • Токсикоз при вынашивании.
  • Физиологические заболевания мамы. Часто малышам передаются токсические вещества, вырабатывающиеся в результате заболеваний мамы во время беременности. Особенно это опасно в первый триместр.

Это основные причины внутриутробного поражения нервной системы плода. Но также дизартрия может развиться в результате сложностей в раннем возрасте. К причинам возникновения такой болезни в раннем возрасте относят:

  • Нейроинфекции. Перенесенные инфекции головного мозга (менингит и энцефалит) в младенчестве.
  • Гидроцефалия. Воспаление оболочек или перенесенные травмы головного мозга.
  • Тяжелые интоксикации. Они возникают в результате внутренних процессов в организме (инфекционные заболевания), а также внешних воздействий.
  • ЧМТ. Черепно-мозговая травма в возрасте до 3-х лет.

 Медиками доказано, что у детей развитие этой патологии связано и с наличием ДЦП. Важно приводить малыша на плановые осмотры специалистов, чтобы не пропустить заболевание.

Симптомы

Родители детей дошкольного возраста сразу замечают, что с речью ребенка что-то не в порядке. Она полностью искажается. Это видно по следующим симптомам:

  • Темп. Темп речи ребенка неустойчив.
  • Сила. Сила голоса недостаточная.
  • Нечеткость. Речь звучит смазанно, нечетко, ребенка трудно понять. При стертой дизартрии слышны отдельные фонетические дефекты. Активность речи снижается.
  • Брадипноэ. Наблюдается затрудненное неритмичное дыхание.
  • Бедность эмоций. Иногда ребенок при разговоре не выражает никаких эмоций. Это происходит не оттого, что он никак не реагирует на окружающие ситуации, а из-за патологического отсутствия мимики.
  • Нарушение движения артикуляционных мышц. Сопровождается спазмом, при котором ребенок не может расслабить губы, шею, язык. Этот спазм может сменяться гипотонией мышц, при которой язык вялый, неподвижный, губы не смыкаются.

В младенческом возрасте родители уже могут предполагать наличие этого заболевания. Ребенок часто срыгивает, поперхивается, испытывает трудности при сосании. На протяжении первого года у него не много лепета, агуканий, первые слова он произносит со значительным опозданием (они могут не появляться до 2,5 лет).

Психологическая и педагогическая характеристика детей

Обследование детей с этим дефектом показало, что они имеют трудности не только с речью. У них не развита мелкая моторика мышц, а это отражается на умении застегивать пуговицы или шнуровать обувь, правильно держать карандаш, нажимать на него при необходимости, вырезать ножницами сложные фигурки (таким детям трудно научиться пользоваться ножницами).

В плане физического развития ребенок с дизартрией также страдает. Он не может правильно выполнять упражнения, танцевальные элементы, такое для него не под силу. Сложно больные дети воспринимают ритм музыки, со стороны видно, что они неуклюжи.

Псевдобульбарная дизартрия - что это, как лечить

Виды

Эта патология нервной системы разделяется на несколько видов:

  1. Холодовая. Человек не может совладать со своим языком после пребывания на холоде.
  2. Корковая. Поражается кора головного мозга в той зоне, которая отвечает за артикуляцию. В этом случае ребенок будет соблюдать структуру слова, но слоги произносить неправильно.
  3. Подкорковая. Поражаются подкорковые структуры. Такое поражение сопровождается тем, что ребенок говорит «в нос», речь трудно понять, она смазанная.
  4. Бульбарная. Поражаются ядра нескольких нервов в продолговатом мозге. Отличается от остальных видов тем, что ребенок постоянно испытывает трудности с глотанием.
  5. Псевдобульбарная. Поражение путей от коры головного мозга до ядер нервов. При нечетком произношении можно заметить монотонность речи человека – это основной симптом этого вида.
  6. Мозжечковая. Поражается мозжечок, для этого вида характерна протяжная речь, у человека постоянно изменяется громкость речи.

Степени нарушения произношения

  • 1-я – это стертая форма патологии, выявить ее могут только при специальном обследовании.
  • 2-я – речь окружающие понимают, но есть дефекты, которые заметны всем, стертая речь усугубляется.
  • 3-я – произношение затруднено, речь ребенка могут понять только близкие люди.
  • 4-я – сложная форма патологии, речь либо отсутствует, либо она есть, но ребенка никто не может понять.

Псевдобульбарная дизартрия - что это, как лечить

В чем состоит опасность

Ребенок не всегда может правильно воспринимать речь окружающих, что приводит к постоянному нарушению слухового восприятия речи окружающих. Из-за этого у него нарушается адаптация в социуме. Такие дети испытывают трудности в учебе, так как наряду с дизартрией у них развивается дисграфия.

Диагностика

Чтобы исключить другие патологии органов, которые симптоматически сходны с дизартрией, ребенка направляют на консультацию к неврологу, логопеду, ЛОРу.

Обследование детей с дизартрией начинается с назначения таких исследований:

  • Электроэнцефалография. Определение активности головного мозга. Это важное исследование, так как оно показывает активность разных долей мозга, отвечающих за разные действия.
  • Электромиография. Определяется мышечная активность ребенка, это исследование показывает, как мышцы реагируют на раздражитель.
  • Электронейрография. Определение скорости проведения импульса по нервам.
  • МРТ головного мозга. Компьютерная диагностика, показывающая активность внутренних структур мозга, наличие отклонений в строении и новообразований.
  • Транскраниальная магнитная стимуляция. Безболезненная магнитная стимуляция различных участков мозга для определения их реакции и активности.

Для выбора методов лечения осмотр у логопеда осуществляется поэтапно:

  1. Оценка речи. Оцениваются нарушения речи ребенка, как он произносит слова, его темп и ритм речи. Как малыш воспринимает обращения к нему, какой у него словарный запас.
  2. Физиология. Определяются патологии, не имеющие ничего общего с артикуляционным аппаратом. Как развита лицевая мускулатура, какое дыхание у ребенка.
  3. Мимическое исследование. Логопед обследует работу мышц лица.
  4. Характеристики речи. Тщательно анализируются особенности произношения, темпа, звуковой интенсивности и ритма речи.
  5. Письменная речь. Дети школьного и дошкольного возраста старше 5-ти лет предоставляют написанный текст, по которому происходит анализ письменной речи.

Псевдобульбарная дизартрия - что это, как лечить

Лечение

Лечение дизартрии у детей с маленьких лет происходит с привлечением нескольких специалистов. Комплексный подход важен в получении положительного результата.

Работа логопеда

Специалист разрабатывает индивидуальные занятия для детей, обязательно используется речевая карта, в которой отображаются все виды занятий с ребенком, его успехи. В ней обозначены методы диагностики дефекта и рекомендации по его коррекции, лечению.

Основной упор в работе логопед делает на развитие:

  • Мелкой моторики. Ребенку предлагаются обучающие игры для пальчиков, проводится гимнастика.
  • Артикуляции. Лечебная гимнастика для языка, губ, щек, проводится логопедический массаж.
  • Дыхания. Производится дыхательная гимнастика, позволяющая нормализовать темп и интенсивность речи.
  • Произношения. Специалист подбирает упражнения для закрепления навыка правильного произношения.
  • Коммуникация и выразительность. Дети дошкольного возраста учатся выражать свои мысли, на занятии отрабатывается эмоциональность речи, ее коррекция.

Логопед чередует групповые и индивидуальные занятия. Индивидуально он прорабатывает конкретные слова, следит за правильностью произношения, делает массаж. Групповые занятия по-своему полезны. Участвуя в групповом задании, маленький пациент непроизвольно развивает свою речь, пополняет словарный запас.

Медикаментозные мероприятия

Для лечения ребенка используются также медикаменты. Они назначаются неврологом для лечения основного неврологического заболевания. Чаще всего это ноотропы, такие, как «Пантогам», «Глицин», «Глицисед», «Нообут» и другие. Они помогают ребенку воспринимать информацию, так как стимулируют когнитивные процессы, улучшают память, внимание и мыслительные процессы.

Дизартрия у детей лечится не только с помощью лекарств. Для стимуляции работы головного мозга в лечении используются точечный массаж, лечебная физкультура и ванны, физиотерапия и другие дополнительные методы нетрадиционной медицины:

  • Гирудотерапия. Лечение медицинскими пиявками.
  • Иглоукалывание. Через определенные точки на теле пациента происходит стимуляция активных зон, используется для лечения или при снятии боли.
  • Изотерапия. Лечение с помощью рисования.
  • Песочная терапия. Лечение с использованием песка.
  • Дельфинотерапия. Занятия с дельфинами для расслабления или тонуса мышц.

Лечение дома

Для закрепления успехов на логопедических занятиях, медикаментозной поддержки и других манипуляций ребенок должен и дома продолжать лечение.

  1. Массаж для языка. Повернуть его в разные стороны, показать изо рта, спрятать, поболтать между губами. Несколько раз облизнуть губы, перемещение кусочка сахара во рту от одной щеки к другой.
  2. Гимнастика для щек. Проводится с помощью их надувания, поочередного надувания, имитации сосательных движений, вибрации губами.
  3. Упражнения для нижней челюсти. Приоткрывать и закрывать рот, зубами захватить марлевую повязку, которую другой человек старается вытянуть.
  4. Речевое дыхание. Таким детям крайне важно научиться правильно дышать. Проводится дыхательная гимнастика

Воспитание детей с дизартрией

Когда детки начинают понимать, что отличаются от других, они замыкаются в себе, отмалчиваются. Но этого нельзя допустить, важно установить с ними дружеский контакт. Такие детки не должны ощущать себя хуже других.

Для этого родителям нужно применять комплексное лечение и сохранять тесную эмоциональную связь с ребенком. Также важно, чтобы мелкая моторика детей с дизартрией постоянно развивалась.

Это улучшит познавательные процессы в головном мозге.

Прогноз течения болезни

Прогноз заболевания зависит от вида патологии нервной системы. Стертая и псевдобульбарная дизартрия имеют благоприятный прогноз с условием соблюдения всех рекомендаций невролога и логопеда, выполнения домашних заданий. Есть случаи восстановления речи в результате усиленного лечения.

Профилактика

Предотвращение этого дефекта начинается с момента зарождения новой жизни. Предупреждение токсического и инфекционного воздействия на плод, его травм в родах снижает риск развития дизартрии. Восстановление нормальной речи после постановки диагноза зависит от вида, степени дефекта, усердия и настойчивости родителей.

Дизартрия – не приговор, ее лечат и корректируют специалисты. Важно поддержать ребенка для достижения максимальных результатов.

Дизартрия у детей — что за болезнь и как ее лечить Ссылка на основную публикацию Псевдобульбарная дизартрия - что это, как лечить Псевдобульбарная дизартрия - что это, как лечить

Источник: https://LechimKrohu.ru/nevrologiya/dizartriya-u-detej.html

Псевдобульбарная дизартрия

Что это такое? ↑

Дизартрия – это патология в формировании речевых функций из-за повреждений в нервной системе. При этом заболевании ограничена двигательная активность речевых органов (губ, языка, нёба), из-за этого практически отсутствует артикуляция.

Для детей проявление заболевания характерно нарушением произношения слов, чтения и правописания, что приводит к недоразвитию речи. У взрослых таких проблем при дизартрии не наблюдается.

Псевдобульбарная дизартрия – наиболее распространенная патология среди малышей, обычно встречающаяся при ДЦП. Возникает данное заболевание в результате двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей, проходящих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов.

Причины и стадии заболевания ↑

Причинами возникновения псевдобульбарной дизартрии являются:

  • Псевдобульбарная дизартрия - что это, как лечитьтяжелый родовой процесс;
  • интоксикации организма;
  • поражения мозга из-за энцефалита;
  • опухоль;
  • осложненная беременность (токсикоз, гипоксия, недоношенность, резус-конфликт);
  • инсульт;
  • травмы головы.

Если у ребенка проявляются некоторые из перечисленных ниже признаков, то это должно насторожить родителей и служить поводом для обращения к специалисту. Предвестники заболевания, характерные для грудного возраста:

  • нарушения сосательного рефлекса;
  • слабый крик;
  • поперхивания;
  • подтекание молока в процессе кормления грудью;
  • слюновыделение;
  • нарушение мускулатуры лица.

Псевдобульбарная дизартрия по степени тяжести подразделяется на 3 стадии:

При легкой форме заболевания губы и язык малыша двигаются медленно и с усилием. Произношение присутствует, но иногда речь смазана. Аналогично жевательный рефлекс есть, но бывают поперхивания и небольшие затруднения в глотании. В общем, ребенок при такой стадии болезни практически здоров, но посещения специалиста все же необходимы.

Читайте также:  Лечение эпилепсии народными средствами

Наиболее распространенная, средняя форма заболевания характеризуется неспособностью двигать мышцами лица и языком. Такие простые действия как надуть щёки или сомкнуть губы вызывают затруднение. Речь неразличимая, тихая. Есть проблемы с жеванием и проглатыванием пищи. Уже при такой стадии болезни дети не могут учиться в обычной школе, им необходимы индивидуальные специализированные занятия.

При тяжелой форме течения болезни речи вообще нет. Мышцы лица полностью обездвижены, рот приоткрыт. Но даже у таких малышей есть шанс не отставать в умственном развитии от своих сверстников, но родителям и врачам для этого нужно приложить максимум усилий.

Особенности болезни ↑

Псевдобульбарная дизартрия - что это, как лечить

Дети с таким заболеванием могут произносить двух- и трехсложные слова, но четырехсложные уже не могут, и несколько слогов выпадает. Также 2 и более согласных в слове для них труднопроизносимы, и они просто не говорят эти звуки.

Для псевдобульбарной дизартрии характерен тонус мышц лица, напряжение языка и отклонение его назад, возможно нарушение движения глаз и бровей. У некоторых малышей болезнь может по-разному отразиться на каждой стороне: бывают левосторонние и правосторонние нарушения. Физическая активность также страдает, они не могут бегать, прыгать, самостоятельно одеться или обуться.

Но некоторые важные артикуляционные рефлексы все же у больных псевдобульбарной дизартрией сохраняются. Так, во время приема пищи ребенок может смеяться, кричать, плакать, произносить звонкие звуки, облизывать губы.

Лечение ↑

Самое главное, что должны знать родители страдающих дизартрией малышей, что болезнь излечима. Специалисты, занимающиеся этим заболеванием – это невролог и логопед. На основе проводимых исследований, у ребенка определяется форма тяжести псевдобульбарной дизартрии, назначается корректирующее лечение.

Невролог может отправить больного на иглоукалывание, лечебную физкультуру, массаж, физиотерапию. Логопед на своих занятиях развивает мелкую моторику (пальчиковые игры), занимается речевым аппаратом (массаж языка, артикуляционная гимнастика), упражнениями для дыхания, корректирует произношение слов, дает навыки речевой коммуникации.

Псевдобульбарная дизартрия - что это, как лечить

Дети с легкой стадией дизартрии способны при соответствующем лечении учиться в обычной школе, дети с другими стадиями способны улучшить работоспособность речевых функций, и здесь важно наличие логопедических пунктов в общеобразовательных учреждениях.

Всех малышей, входящих в группу риска по заболеваемости псевдобульбарной дизартрией, необходимо консультировать с неврологом для проведения соответствующих профилактических мероприятий.

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor Псевдобульбарная дизартрия - что это, как лечить mozgid.ru

Источник: https://mozgid.ru/rasstrojstva-vysshih-mozgovyh-funkcij/psevdobulbarnaya-dizartriya.html

Лпсевдобульбарная дизартрия характеристикаогопедическая работа при псевдобульбарной дизартрии у детей

Неврологи и специалисты в сфере логопедии, при диагностике дисфункций речевого аппарата, вызванных разнообразными нейродегенеративными или неврологическими расстройствами, которые нарушают возможность голосового звукового воспроизведения, в первую очередь выделяют псевдобульбарную дизартрию.

Что такое псевдобульбарная дизартрия

Ложная или псевдобульбарная дизартрия — это заболевание, возникающее из-за поражения тех путей, которые помогают в соединении коры головного мозга с ядрами нервных стволов внутри черепа. Причем опасно как одностороннее поражение, так и двухстороннее. При возникновении ложной или псевдобульбарной дизартрии происходит паралич тканей, и характер заболевания может быть следующий:

  1. паретический;
  2. спазматический;
  3. или смешанный.

Как показывают практические обследования, совместно с таким видом дизартрии происходит гипотония мышц речевого аппарата, а также скелетных мускулов, и при этом есть опасность нарастания тонуса.

Псевдобульбарная дизартрия - что это, как лечить

Характеристика заболевания

Характеристики недуга могут проявляться по-разному, все зависит от стадии, на которой находится дизартрия, и формы ее проявления.

Стадии

Интенсивность симптомов напрямую связана с тем, насколько сильно поражены волокна нервных окончаний кортикобульбарного тракта. Признаки могут по-разному проявляться при каждой степени тяжести.

  • 1 степень присваивается тяжелой стадии;
  • 2 степень – это средняя тяжесть;
  • 3 степень – это легкое проявление заболевания.

И если при диагностировании третья стадия расстройства сказывается только на артикуляции, изменяя ее, то при прогрессировании патологии и отсутствии лечения, через определённый отрезок времени, ситуация ухудшается и напрямую угрожает жизни человека. Осложнения проявляются не только в том, что больной не произносит звуки, а даже в том, что не может осуществить функцию глотания и человек теряет способность питаться самостоятельно.

Формы

В отечественной медицине выделяются следующие формы ложной (псевдобульбарной) дизартрии:

  1. спастическая форма;
  2. стертая;
  3. и описанные выше паретическая и смешанная формы.

Форму и стадию псевдобульбарной дизартрии, а также ее характеристику, может определить только специалист.

Псевдобульбарная дизартрия - что это, как лечить

Причины появления

К ключевым причинам, которые ведут к появлению псевдобульбарной дизартрии, относится описанное выше поражение кортикобульбарного пути. Ведь именно по нему проходят сигналы от мотонейронов к следующим нервам:

  • тройничному;
  • подъязычному;
  • лицевому;
  • языкоглоточному.

Они располагаются в продолговатом мозге, а именно в бульбарном отделе.

То есть, когда повреждаются нервные волокна, то происходит это по следующим причинам:

  1. Васкулярный характер заболевания.
  2. Либо это связано с демиелинизацией волокон нервных, а точнее их оболочки.

К васкулярным причинам развития заболевания специалисты относят следующие:

  • мозговой двухсторонний инфаркт по типу инсульта ишемического;
  • дегенерация клетки, прогрессирующая из-за наследственной формы заболевания. Данный патогенез связан с мутированием гена Notch 3 на девятнадцатой хромосоме.

Признаки и симптомы заболевания

Для ранней диагностики рассматриваемого недуга важно уловить первые его признаки. К примеру, можно привести такую симптоматику, как:

  1. нарушение моторики в плане артикуляции;
  2. могут быть выявлены непроизвольные движения;
  3. ухудшается моторика по всему телу;
  4. у детей прослеживается слабая степень координации;
  5. затруднена мимика верхней части лицевых мышц;
  6. работа легких не дает сделать глубокий вдох.

Если родители наблюдают у ребенка такие проявления или сам человек начинает замечать у себя подобные странности, то это повод обращения за врачебной помощью.

Диагностика патологии

Обычно в оценке состояния пациента участвуют специалисты двух профилей:

  • невролог, который оценивает поврежденность нервных окончаний;
  • логопед, который оценивает возможности аппарата артикуляции.

На приеме у невролога проводится инструментальное обследование и собирается первичный анамнез. Также специалисты обращаются к тестам, и с помощью них определяют, насколько функционал нейронов, которые отвечают за движение, нормально работает. А также оценивается работа мускулатуры, помогающей в артикуляции.

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

К примеру, может быть проведен такой тест: доктор специальным шпателем касается разных частей речевого органа пациента, и ответная реакция человека расскажет о степени псевдобульбарной дизартрии.

После этого собирается биологический материал для того, чтобы провести лабораторные исследования, они включают в себя следующие действия:

  1. клинический и биохимический анализ крови;
  2. исследование жидкости из спинного мозга;
  3. при псевдобульбарной дизартрии у детей собирается также генетический материал.

В рамках инструментальной диагностики применяются все методы, которыми можно обнаружить тонкости расстройства. Для того чтобы выявить нервную работу и проводимость в отделах головного мозга, есть такие обследования, как:

  • электроэнцефалография;
  • МРТ и КТ;
  • а также для того, чтобы посмотреть на биоэлектрическую работу волокон мышц и их активность, проводится электромиография.
  • Такие процедуры позволяют увидеть, как проходит импульс от мотонейронов к нервным окончаниям, а оттуда – к необходимым мышцам.
  • Всеобъемлющее исследование помогает быстрее выявить причину заболевания и назначить лечение.
  • Псевдобульбарная дизартрия - что это, как лечить

Лечение и профилактика

При псевдобульбарной дизартрии как и при подкоркрвой дизартрии наблюдаются значительные отклонения, и не заметить их довольно сложно, поэтому, если родители видят в поведении ребенка какой-то сдвиг, то это повод для срочного обращения к врачу. Причем если нет уверенности в том, какой специалист может помочь, лучше обратиться просто к терапевту, а там опытный диагност уже определит, к какому медицинскому работнику следует направить ребенка.

Ни в коем случае нельзя проводить собственное лечение, тем более медикаментозное. Только после назначения курса терапии можно начинать борьбу с патологией.

Обычный курс должен быть подкреплен логопедическим тренингами в домашних условиях; также можно проводить какие-нибудь процедуры из курса физиотерапии. И если у ребенка обнаружено такое заболевание, то ему необходима постоянная поддержка со стороны родственников.

Опытный врач обязательно снабдит родителей инструкциями о том, как нужно проводить дома лечение.

Обычно домашняя практика состоит из следующих процедур:

  1. массаж во время гимнастики;
  2. комплекс упражнений ЛФК;
  3. логоритмика;
  4. точечный массаж лицевых мышц.

Также ребенку с таким заболеванием полезно плавать в бассейне, но такое действие может быть разрешено только врачом.

К сожалению, при таком заболевании у детей слабеет зрение и нарушается координация. Они сильно отличаются от здоровых детей и могут стать объектом насмешек, поэтому взрослые должны оберегать ребенка от подобного обращения во избежание психологической травмы.

Логопедическая работа при псевдобульбарной дизартрии у детей проводится по следующему курсу:

  • комплекс мероприятий, способствующих нормализации мышечного тонуса;
  • коррекция и развитие мелкой, а также общей моторики;
  • развиваются мимические мышцы;
  • логопед помогает развить нормальное дыхание;
  • формируется грамотная фонетика.

Медикаментозное лечение назначает невролог, и курс препаратов рассчитывается, исходя из индивидуальных особенностей малыша. Такие препараты помогают с активизацией мозга головного и ЦНС.

Одновременно должно проводиться два вида лечения. Это необходимость, которая должна быть покреплена следующими процедурами:

  1. парафиновые аппликации;
  2. прогревание кварцевое;
  3. иглотерапия;
  4. электрофорез.
  1. Так как среди основных причин развития такого заболевания находятся процессы воспаления, то профилактика и предотвращение состоит в том, чтобы внимательно следить за новорожденным, оберегая его от травм и инфекций.
  2. Также женщина и во время беременности должна заботиться о плоде и его правильном развитии, и она обязана избегать ситуаций, которые могут повлечь развитие таких патологий.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/psevdobulbarnaya-dizartriya.html

Псевдобульбарная дизартрия :: Симптомы, причины, лечение и шифр по МКБ-10

 Название: Псевдобульбарная дизартрия.

Псевдобульбарная дизартрия - что это, как лечить Псевдобульбарная дизартрия

 Псевдобульбарная дизартрия. Патология речи, обусловленная расстройством иннервации артикуляционных мышц вследствие поражения кортико — бульбарных проводящих трактов.

Проявляется затруднением, замедлением, нечленораздельностью, обрывочностью высказываний на фоне гипомимии, спастического гипертонуса артикуляционной мускулатуры, дисфагии, изменений голоса.

Диагностируется псевдобульбарная дизартрия методами неврологического и логопедического обследования, ультразвуковой диагностики церебрального кровоснабжения, нейровизуализации. Логопедическая коррекция последовательно осуществляется совместно с лечением основной патологии, восстановительной терапией.

 Термином «дизартрия» обозначаются нарушения речи, обусловленные неправильной работой артикуляционных органов: языка, губ, щёк, гортани. Псевдобульбарная форма дизартрии возникает вследствие двустороннего центрального пареза мышц, приводящих в движение органы артикуляции.

Следует отличать псевдобульбарный вариант нарушения от бульбарного, связанного с периферическим парезом тех же мышц, вызванным поражением ядер черепно-мозговых нервов бульбарной группы. У детей псевдобульбарная дизартрия наиболее часто встречается в симптомокомплексе детского церебрального паралича.

У взрослых 85% случаев патологии приходится на ишемические инсульты.

Псевдобульбарная дизартрия - что это, как лечить Псевдобульбарная дизартрия

 Речевые нарушения возникают вследствие поражения проводящих путей, соединяющих ядра бульбарных нервов (языкоглоточного, блуждающего, подъязычного) с моторной корой мозга. Благодаря неполному перекрёсту указанных трактов, каждое ядро соединено одновременно с корой обоих полушарий. Поэтому одностороннее поражение не ведёт к выраженной речевой дисфункции.

Этиофакторами, провоцирующими патологические изменения в области корково-бульбарных путей, выступают:  • Цереброваскулярные расстройства. Тромбо- и атероэмболические обширные ишемические инсульты с двусторонним характером поражения обуславливают остро возникающую псевдобульбарную дизартрию.

Хроническая ишемия мозга на фоне церебрального атеросклероза, диабетической ангиопатии, гипертонической энцефалопатии приводит к постепенно прогрессирующим псевдобульбарным расстройствам.  • Черепно-мозговые травмы. Наиболее частая причина дизартрии у молодёжи и детей старше 1 года.

Читайте также:  Акалькулия: симптомы и причины возникновения болезни

Травмирование мозговых тканей при тяжёлом сотрясении, ушибе головного мозга сопровождается образованием участков аксонального повреждения, размозжения церебрального вещества, формированием внутримозговых гематом. Указанные изменения приводят к повреждению, компрессии, расстройству кровоснабжения кортико-бульбарных трактов.  • Перинатальная патология.

Гипоксия плода, внутриутробные инфекции, осложнённые роды, асфиксия новорожденного, внутричерепная родовая травма оказывают повреждающее действие на церебральные структуры ребёнка. В результате возникают морфологические и функциональные нарушения кортико-бульбарного взаимодействия.  • Церебральные дегенерации.

Прогрессирующий надъядерный паралич, лейкодистрофия, некоторые формы БАС сопровождаются нарастающим псевдобульбарным синдромом. Нарушения речи обусловлены дегенерацией и гибелью связывающих кору и бульбарные ядра двигательных волокон.  • Нейроинфекции.

Диффузные воспалительные изменения церебральных тканей при энцефалите, нейросифилисе, туберкулёзном поражении могут затрагивать различные участки прохождения кортико-бульбарных связей. Воспалительное поражение последних ведёт к их дисфункции и развитию дизартрии.

Источник: https://kiberis.ru/?p=33305

Дизартрия — что это такое? Дизартрия у детей: виды, причины, симптомы

  • Что это такое?
  • Дизартрия — это нарушение речи (сенсомоторное расстройство), обусловленное дисфункцией моторных (фонетических) функций, вызывающее нарушение в голосообразовании и произношении.
  • Голосообразование человека – явление не совсем разгаданное и сложное — частотность, тембр, громкость или тоновый диапазон зависит не только от работы мышечного аппарата, участвующего в функционировании отдельных произносительных структур, но и от естественного потенциала всего нервно мозгового аппарата человека.
  • Развитие речи обусловлено согласованной деятельностью всех функций мозга и обширным комплексом нейронов в различных отделах ЦНС, регулирующих работу всего организма.

Псевдобульбарная дизартрия - что это, как лечить

Нормальное восприятие речи и азы артикуляции обеспечивают речевые зоны мозга. Они располагаются в многоуровневой системе коры мозга и осуществляют регуляцию подвижной (динамической) речевой памяти человека.

Дизартрия является следствием нарушения связи речевого аппарата с ЦНС. Несостоятельность иннервационных процессов развивает погрешности в артикуляции со стороны речевого произношения.

Генезис развития обусловлен локальными процессами в мозговых структурах (травмы, инсульты, опухоли, интоксикации и гнойные процессы), вызывающих расстройства тех областей мозга, которые отвечают за мимическую и артикуляционную мускулатуру.

Патологические процессы в разных отделах мозговой оболочки проявляются качественно-отличимыми речевыми нарушениями, вследствие чего, картина болезни выражается в соответствии с патологиями в определенной области мозговых структур, обусловливая ту или иную форму заболевания.

Виды и признаки дизартрии

В клинической практике артикулярных патологий дизартрию, нарушение речи, подразделяют на виды и формы по расположению патологических дисфункций и проявлению симптоматики, сопровождающей заболевание.

Мозжечковый вид заболевания обусловлен патологиями, поражающими «малую» заднюю мозговую область (мозжечек), отростки нейронов (нервы), осуществляющие взаимосвязь с ЦНС и лобно-мозжечковые пути. Проявляется ослаблением в кожно-мышечных губных складках и мышцах языка, вызывая распластанность его формы и ограничение подвижности.

Колебания мышечного напряжения становиться препятствием для поддержания нормальной артикуляции из-за повышенного или недостаточного движения. Проявляясь:

    • Частичным параличом и провисанием мягких структур неба;
    • Затрудненным процессом жевания;
    • Гнусавым произношением многих звуков;
    • Вялой и невыразительной мимикой;
    • Невнятной, замедленной и затрудненной речью;
    • Неправильной речевой модуляцией и постановки ударений;
    • Выкриками отдельных моментов речи и затуханием голоса в конце предложений;
    • Шаткой походкой и нарушением координации.

Подкорковая дизартрия обусловлена патологическими процессами в ядерных центрах мозгового серого вещества, вызывая дисфункции в мозговой системе управления (экстрапирамидной), проявляясь нарушениями мышечного напряжения, регуляции последовательности и силы их сокращений, естественного автоматизма движений. Патологический процесс сопровождается нарушением членораздельности и четкости произношения.

Повреждения непостоянны и разнообразны, их проявления зависят от эмоциональных субъективных состояний. Характеризуются:

    • Отклонениями в звуковом тембре, голосом громким, резким и охрипшим;
    • Постепенным ослаблением силы звучания слов при разговоре, с переходом к шепоту;
    • Непонятными и не правильными звукопроизношениями;
    • Монотонностью и однообразием речевых оборотов с полным отсутствием эмоций;
    • Большим нарушением произношения тонообразующих (гласных) звуков;
    • Внятной артикуляцией в состоянии покоя и большим искажением произношения в состоянии возбудимости;
    • Непроизвольными выкриками гортанных звуков.

В большинстве случаях данная симптоматика может сочетаться с тугоухостью, в частности – слуховые нарушения высоких звуковых тонов.

Форма бульбарной дизартрии обусловлена симптома-комплексом нарушений в рече-двигательном анализаторе вследствие различных патологических процессов в отделе продолговатого мозга, вызывая мышечные парезы или параличи в глотке, языке, тканях неба, мышцах гортани и нижней челюсти.

С возможным развитием расслабленности или мышечной атрофии, что нарушает глотательные функции и свободный проход воздуха при выдыхании, приводящие:

    • К ослаблению и гнусавости голоса;
    • Отсутствию произношения звуков звонких тонов;
    • Замене одних звуков другими (смычных на щелевые);
    • К преобладанию в разговоре плоскощелевых глухих звуков.

Развитие корковой дизартрии – следствие очаговых поражений ЦНС в области корковых структур мозга. Данная форма отображает целый ряд расстройств речевой моторики в виде:

    • Замещения шипящих звуков на свистящие и наоборот;
    • Распада на составные части сочетаний многих согласных звуков;
    • Замещения звонких звуков на глухие, а твердых на мягкие;

    Источник: https://simptomi.online/bolezni/logopediya/dizartriya-chto-eto-takoe-dizartriya-u-detej-vidy-prichiny-simptomy.html

    Лечение псевдобульбарной дизартрии у детей — реабилитационный центр «МЦР «Дети»

    Псевдобульбарная дизартрия - что это, как лечить

    Псевдобульбарная дизартрия — сложное изменение речи, обусловленное нарушением у ребенка иннервации двигательной мускулатуры и требующее последовательного лечения в клиниках Москвы с привлечением опытных логопедов. Болезнь вызвана патологическими изменениями в ядрах и отростках черепно-мозговых нервов, провоцирующими развитие мышечного паралича.

    Причинные факторы

    В зависимости от времени возникновения медики различают несколько групп причин псевдобульбарной дизартрии у детей:

    • Причиной врожденной патологии являются резус-конфликт, гипоксическо-ишемическое поражение ЦНС, наложение акушерских щипцов и вакуум-экстракция плода, родовые травмы.
    • Приобретенная псевдобульбарная дизартрия у детей возникает вследствие опухолевых процессов, различных энцефалопатий, кровоизлияний, воспалений.
    • Причинно-следственные факторы развития заболевания учитываются при разработке лечебного плана, что позволяет обеспечить оптимальные условия для последовательного восстановления речевой функции и обеспечить нормализацию общего состояния маленького пациента.
    • Клиническая картина
    • При осмотре детей с псевдобульбарной дизартрией на первый план выходят нарушения речевой моторики, а именно:
    • ограничение или невозможность движений;
    • повышенный или пониженный тонус артикуляционных мышц;
    • невнятная речь;
    • неточные артикуляционные движения;
    • неправильное произношения звуков из-за нарушенного мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры;
    • появление непроизвольных движений.

    Кроме того, очень часто имеет место нарушение лицевой моторики, провоцирующее неконтролируемое выделение слюны, неспособность глотать, слабую выраженность сосательного рефлекса.

    На фоне повышенного тонуса всего тела отмечаются гиперкинезы — патологические непроизвольные движения в одной или целой группе мышц. Дети испытывают трудности с координацией, особенно затруднена мимика.

    Полный вдох сделать невозможно или очень трудно из-за повышенного тонуса мускулатуры грудной клетки. Выдох короткий, слабый.

    В каждом конкретном случае выраженность симптомов разная, и это подтверждают отзывы родителей, столкнувшихся с необходимостью лечения псевдобульбарной дизартрии у детей. Поставить окончательный диагноз может только врач. Он оценит данные клинической картины, результаты дополнительных методов исследования и сделает выводы о состоянии здоровья пациента.

    Лечение

    Лечение псевдобульбарной дизартрии у детей — комплексное. Это значит, что в терапевтический процесс включают медикаментозную терапию, работу с логопедом, физиотерапевтическое лечение. Благодаря работе с логопедом добиваются таких целей:

    • снижение тонуса артикуляционных мышц;
    • развитие мимических мускулов;
    • коррекция моторики;
    • формирование речи.

    Лечение медикаментами детям назначает врач-невропатолог. Из лечебных средств применяют сосудистые препараты, лекарства, улучшающие регенераторные возможности головного мозга.

    Важно понимать, что лекарственное лечение без адекватной логопедической помощи не принесет желаемого результата, и наоборот, занятия с логопедом без нужной медикаментозной поддержки окажутся безрезультатными.

    Только комбинация из эффективного медикаментозного и логопедического лечения детей позволит избавиться от псевдобульбарной дизартрии.

    Из физиотерапевтических методов для лечения псевдобульбарной дизартрии у детей применяют:

    • магнит;
    • кварц;
    • электрофорез с миорелаксантами;
    • амплипульс;
    • аппликации с парафином, озокеритом и другие тепловые процедуры.

    Кроме того, крайне полезными будут артикуляционная гимнастика, массаж мышц лица, лечебная физкультура, занятия логоритмикой, плавание.

    Стоимость курса терапии

    Уточнить цену комплексного курса лечения псевдобульбарной дизартрии можно в Междисциплинарном центре детской реабилитации «МЦР Дети», где созданы оптимальные условия для оказания помощи пациентам всех возрастных групп.

    Терапевтический план разрабатывается с привлечением специалистов разной квалификации после проведения комплексной диагностики, к процессу реабилитационного восстановления активно привлекаются родители, что позволяет снизить расходы на лечение и гарантировать быстрый прогресс.

    24.09.2018

    Источник: https://mcr-kids.ru/articles/42-lecheniepsevdobuljbarnoydizartriiurebenka/

    Бульбарная дизартрия: причины, симптомы, диагностика и лечение

    Бульбарная дизартрия — это нарушение речи, которое возникает вследствие поражения черепных нервов. Заболевание сопровождается не только расстройствами произношения, но и затруднениями глотания. Эта патология относится к наиболее распространенным логопедическим нарушениям. Если бульбарная форма дизартрии возникла во взрослом возрасте, то это не приводит к утрате навыков письма и чтения. В детском возрасте последствия такого нарушения речи гораздо серьезнее. Ребенку, страдающему дизартрией, становится очень трудно писать и читать, что негативно сказывается на его развитии.

    Описание патологии

    Под термином «дизартрия» врачи подразумевают любые нарушения речи. Эти расстройства могут иметь различное происхождение. При бульбарной дизартрии очаг поражения образуется в области IX, X и XII пар черепно-мозговых нервов. Именно они иннервируют речевой аппарат. Их также называют бульбарными нервами.

    Этот отдел нервной системы подразделяется на 3 части:

    1. Языкоглоточный нерв (IX пара). Иннервирует область глотки.
    2. Блуждающий нерв (X пара). Его ответвления распространяются на мышцы глотки, неба и верхней части дыхательных путей.
    3. Подъязычный нерв (XII пара). Отвечает за иннервацию мускулатуры языка.

    При бульбарной дизартрии возникает повреждение этих структур. В результате у больного ослабевают и атрофируются мышцы глотки, языка и гортани. Речь становится нечеткой, а голос теряет звучность.

    При повреждении блуждающего нерва мягкое небо обвисает, и воздух при артикуляции звуков выходит через нос. Это приводит к появлению гнусавости. Если нарушена иннервация глоточной мускулатуры, то пациент испытывает затруднения с проглатыванием пищи и жидкости.

    У больного человека утрачиваются связи между отделами ЦНС и мускулатурой ротовой полости. Движения языка и губ становятся нескоординированными, из-за этого больному очень трудно разговаривать. При общении с пациентом можно заметить малую подвижность мышц лица и повышенное выделение слюны.

    Разные формы дизартрии: сходство и отличия

    В логопедии и неврологии выделяют разные формы расстройств артикуляции. Очень важно дифференцировать бульбарную и псевдобульбарную дизартрию. Симптоматика этих двух форм нарушений речи может быть схожа. Обе разновидности дизартрии сопровождаются нечетким и чрезмерно тихим произнесением звуков.

    При псевдобульбарной дизартрии поражаются клетки головного мозга. При бульбарной форме патологии повреждение возникает только на периферических нервах. Псевдобульбарная дизартрия сопровождается общими неврологическими проявлениями:

    • значительным ухудшением памяти;
    • трудностями с концентрацией внимания;
    • снижением двигательной активности.

    Кроме этого, при бульбарной форме отмечается ослабление и атрофия мышц речевого аппарата. При псевдобульбарной дизартрии тонус мускулатуры глотки и языка повышен. Самостоятельно очень трудно отличить эти две формы патологии. Точную дифференциальную диагностику может провести только врач-невролог.

    Этиология

    Поражения черепно-мозговых нервов и нарушения речи обычно развиваются на фоне других заболеваний. Специалисты выделяют следующие причины бульбарной дизартрии:

    1. Травмы головы. Бульбарные нервы могут повреждаться при ушибах или сдавлении. У маленьких детей причиной патологии могут стать родовые травмы.
    2. Нарушения кровообращения. Дефицит кровоснабжения в области бульбарных нервов приводит к повреждению нейронов. Причиной ишемии может стать инсульт, атеросклероз, гипертония, а также сосудистые нарушения при сахарном диабете.
    3. Инфекции головного мозга. Бульбарные нервы могут сдавливаться отечными и воспаленными тканями мозга. Дизартрия нередко развивается как осложнение менингита, энцефалита, полиомиелита, а также запущенного нейросифилиса.
    4. Новообразования головного мозга. Бульбарные нервы могут сдавливаться мозговыми опухолями.
    5. Дегенеративные патологии ЦНС. Это тяжелые генетические патологии, при которых в продолговатом мозге происходит атрофия и гибель клеток. Эти патологические процессы затрагивают и бульбарные нервы. Ведь их ядра расположены в продолговатом мозге.
    6. Аномалии краниовертебрального перехода. Эти патологические процессы локализуются в области перехода черепа в позвоночник. Заболевания краниовертебрального отдела довольно редко становятся причиной дизартрии. Однако в некоторых случаях при подобных болезнях может сдавливаться продолговатый мозг и ядра бульбарных нервов.

    Симптоматика. Как распознать?

    Основным симптомом бульбарной дизартрии является нарушение артикуляции. У пациента отмечаются следующие нарушения речи:

    • невнятность артикуляции;
    • замена смычных и вибрирующих согласных звуков на щелевые;
    • нечеткость произнесения гласных;
    • монотонность и замедление речи;
    • искажение ритмики слов и предложений;
    • утрата выразительности речи.

    Одновременно развивается дисфония. Это означает, что голос человека становится тихим и глухим. Появляется гнусавость и охриплость.

    Характерным симптомом бульбарной дизартрии являются расстройства глотания — дисфагия. На начальной стадии возникают частые поперхивания, еда попадает в дыхательные пути.

    Затем пациенту становится трудно проглатывать твердую пищу. В запущенных случаях появляются проблемы с глотанием жидкостей. Дисфагия нередко сочетается с поражением лицевого нерва.

    Это проявляется в обеднении мимики и асимметрии лица, а также в повышенном слюноотделении.

    Главной характеристикой бульбарной дизартрии является триада симптомов. Это расстройства речи, дисфония и дисфагия. В таких случаях врач подозревает поражение бульбарных нервов.

    Общие неврологические симптомы зависят от основного заболевания, которое стало причиной дизартрии. У пациента могут возникать головные боли, головокружения, тошнота. Если расстройства речи спровоцированы нейроинфекцией, то появляется лихорадка.

    Бульбарная форма дизартрии довольно часто возникает после травм головы. В этом случаи расстройства речи и глотания могут исчезать на некоторое время. Однако периоды ремиссии очень непродолжительны. Вскоре наступает новое обострение, при котором симптоматика болезни прогрессирует и нарастает.

    Возможные осложнения

    Бульбарная дизартрия у взрослых нередко приводит к социальной изоляции. Из-за трудностей с произношением звуков человек начинает избегать общения с людьми. Пациент осознает свой дефект речи. Это может стать причиной депрессии и невротических расстройств.

    Однако психологические проблемы — далеко не единственное негативное последствие бульбарной формы дизартрии. Эта патология может крайне отрицательно сказаться на физическом здоровье и спровоцировать следующие осложнения:

    1. Аспирационную пневмонию. Вследствие дисфагии пища часто попадает в дыхательные пути. Это может привести к воспалению легких.
    2. Паралич мышц гортани. Из-за нарушения иннервации мускулатура гортани может оказаться полностью обездвижена. Это приводит к серьезным расстройствам дыхания и даже к удушью.
    3. Бульбарный паралич. Это наиболее опасное осложнение. Оно возникает при поражении ядер бульбарных нервов, которые расположены в продолговатом мозге. Паралич может распространяться на дыхательный и сердечно-сосудистый центр, что приводит к гибели пациента.

    Если данная патология возникла у ребенка дошкольного возраста, то это может отрицательно сказаться на его психическом развитии. Дисграфия и дислексия — довольно частые последствия дизартрии у детей.

    Что это за нарушения? При дисграфии ребенок с большим трудом овладевает письмом, а при дислексии возникают проблемы с чтением.

    Это связано с тем, что у таких детей затруднена мелкая моторика и восприятие информации.

    Диагностика

    В начале заболевания пациент замечает, что ему стало трудно говорить и глотать. Однако только специалист может точно диагностировать бульбарную дизартрию.

    К какому врачу обращаться при расстройствах речи? В большинстве случаев нарушения артикуляции связаны с патологическими процессами в ЦНС или периферических нервах.

    Диагностикой и лечением таких заболеваний занимается невролог. При этом дополнительно требуется консультация логопеда.

    Очень важно дифференцировать бульбарную дизартрию от других видов нарушений речи. С этой целью назначают следующие диагностические обследования:

    1. Осмотр врача-невролога. У пациента отмечается значительное снижение небных и глоточных рефлексов, складчатость и атрофия языка, обвисание занавески неба.
    2. Консультация логопеда. Специалист определяет четкость, ритмику и громкость речи.
    3. МРТ или КТ головы. Это исследование позволяет определить причину дизартрии. Для выявления мозговых опухолей, нейродегенеративных патологий, последствий инсульта и травм чаще используют МРТ. При диагностике кист и гематом мозга более информативно КТ-обследование.
    4. УЗДГ или дуплексное сканирование. Эти исследования позволяют оценить кровообращение в области продолговатого мозга и бульбарных нервов.
    5. Биопсию. На микроскопическое исследование берут мозговые ткани. Их получают в ходе операции или эндоскопического обследования. Этот анализ позволяет определить характер опухоли или наличие дегенеративных изменений.

    В редких случаях назначают спинномозговую пункцию. Это исследование необходимо при подозрении на инфекции головного мозга. Серологический анализ ликвора позволяет выявить наличие болезнетворных микроорганизмов

    Медикаментозная терапия

    Выбор метода лечения бульбарной дизартрии зависит от этиологии данного расстройства. Назначение медикаментов является лишь частью комплексной терапии. Применение лекарств обязательно должно сочетаться с логопедическими занятиями.

    Чаще всего пациентам назначают ноотропные препараты:

    • «Пирацетам»;
    • «Кавинтон»;
    • «Фезам»;
    • «Винпоцетин».

    Эти лекарства улучшают церебральное кровообращение и стимулируют работу мозга.

    Чтобы приостановить патологические изменения в бульбарных нервах, назначают нейропротекторные средства:

    • «Мексидол»;
    • «Семакс»
    • «Церебролизин»;
    • «Глутаминовую кислоту».

    Эти лекарства защищают нейроны от повреждений и вредных воздействий.

    Больные с бульбарными нарушениями часто страдают повышенным слюноотделением. Это делает их речь еще более невнятной и осложняет общение с окружающими. Пациентам назначают антидепрессант «Амитриптилин». Он уменьшает активность слюнных желез. Кроме этого, препарат устраняет невротические расстройства, связанные с нарушениями речи.

    Этиотропное лечение полностью зависит от разновидности основного заболевания. При нейроинфекциях проводят курс антибактериальной терапии. Если у пациента выявлены новообразования в головном мозге, то может потребоваться хирургическая операция.

    Нарушения мозгового кровообращения и нейродегенеративные патологии требуют длительного лечения ноотропными средствами. После окончания медикаментозной терапии необходима реабилитация, направленная на восстановление движений и речи.

    Логопедические занятия

    Если расстройства речи связаны с поражением нервов и мышц, то для нормализации артикуляции требуются длительные логопедические занятия. Коррекционная работа при бульбарной дизартрии необходима для решения следующих задач:

    • тренировки четкости и выразительности речи;
    • разработки мускулатуры рта;
    • восстановления нормальной громкости голоса;
    • коррекции ошибок при артикуляции звуков и слов;
    • постановки правильного дыхания во время разговора.

    Логопедические занятия проводятся поэтапно. Во время подготовительного периода врач проводит массаж языка, чтобы частично восстановить подвижность мышц органа. Пациенту назначают комплекс упражнений для развития артикуляционной мускулатуры, а также регуляции высоты и силы голоса.

    Дальнейшая логопедическая работа при бульбарной дизартрии проводится в несколько этапов:

    1. Выработка новых речевых навыков. Логопед проводит с пациентом те же упражнения, что и в подготовительный период, но в более усложненном варианте.
    2. Выработка коммуникативных умений. Очень часто пациенты в кабинете логопеда демонстрируют нормальную и правильную речь. Однако при смене обстановки и общении с другими людьми они вновь возвращаются к неправильному произношению. На данном этапе может потребоваться дополнительная консультация психолога. Это поможет выработать у пациента мотивацию к правильной речи и навыки самоконтроля.
    3. Работа над модуляцией голоса. Проводятся упражнения для формирования выразительности речи, правильной интонации и расстановки ударения.

    С пациентами детского возраста также проводят работу по предупреждению расстройств навыков письма и чтения.

    Прогноз

    Можно ли полностью избавиться от бульбарной дизартрии? Прогноз данного нарушения речи полностью зависит от его этиологии. При своевременной медикаментозной терапии и регулярных логопедических занятиях возможна полная нормализация речи и глотательной функции. Однако при этом очень важно пройти курс этиотропного лечения и устранить причину дизартрии.

    Если лечение было начато слишком поздно, то даже после медикаментозной терапии и логопедической работы у пациента сохраняются небольшие нарушения речи. В запущенных случаях восстановить нормальную артикуляцию не всегда возможно.

    При бульбарном параличе прогноз значительно ухудшается. Пациент может погибнуть от остановки дыхания или сердечной деятельности. Неблагоприятный исход нередко отмечается при опухолях мозга и дегенеративных поражениях ЦНС.

    Профилактика

    Специфическая профилактика бульбарных расстройств в настоящее время не разработана. Подобные патологии обычно развиваются на фоне других неврологических заболеваний. Врачи советуют соблюдать следующие рекомендации:

    1. Своевременно и до конца излечивать травмы головы и инфекции головного мозга.
    2. Следить за своим кровяным давлением и уровнем холестерина. Гипертония и атеросклероз являются довольно частыми причинами ишемии бульбарных нервов.
    3. Регулярно посещать врача-невропатолога и при необходимости делать МРТ головы.
    4. При затруднении произнесения звуков и глотания немедленно обращаться за медицинской помощью.
    5. Всем пациентам, перенесшим инсульт и другие неврологические патологии, следует оставаться некоторое время под диспансерным наблюдением.

    Эти меры помогут снизить риск появления бульбарных нарушений.

    Источник: https://labuda.blog/241392

    Дизартрия псевдобульбарная

    Дизартрия представляет собой сложное нарушение речи, при котором наблюдается поражение движения речевой мускулатуры.

    • Кроме этого, дизартрия сопровождается такими патологическими изменениями, как:
    • повреждение коры головного мозга,
    • нарушение экстрапирамидной системы,
    • сбои пирамидных путей,
    • изменение лобно-мозжечковой системы,
    • болезни мозжечка.

    Псевдобульбарная дизартрия – одна из форм заболевания, при которой нарушения происходят в подкорково-ядерных путях черепно-мозговых нервов.

    Причины развития дизартрии псевдобульбарной

    Нередко псевдобульбарная дизартрия возникает в период внутриутробного развития. Причинами могут стать заболевания женщины, резус-конфликт. Кроме этого, заболевание может возникнуть во время появления на свет.

    В данном случае причины таковы: родовая травма, гипоксия, стимуляция родоразрешения.

    После рождения также существует риск возникновения псевдобульбарной дизартрии на фоне заболеваний мозга, опухоли, энцефалопатии, кровоизлияний.

    Симптомы заболевания

    В первую очередь необходимо отметить нарушение речевой моторики, при этом наблюдаются:

    • Неполность движений – ограничение или невозможность
    • Замедленность движений – гипо- или гипертонус мышц
    • Невнятная речь
    • Повторения артикуляционных поз по причине неполности и неточности артикуляционных движений
    • Нарушение звукопроизношения из-за поражения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре
    • Появление непроизвольных движений:
    • — гиперкинезы
    • — тремор
    • — синкинезии
    • Кроме нарушения речевой моторики необходимо уделить внимание общей моторике, которая также претерпевает нарушения при псевдобульбарной дизартрии.
    • Гиперкинезы на фоне гипертонуса мышц всего тела
    • Плохая координация движений
    • Нарушение лицевой моторики включает в себя затрудненные движения в области верхней  лицевой части
    • Пониженная емкость легких, что не позволяет  делать полный выдох
    • Выдох слабый и короткий
    • Мышцы грудной клетки находятся в гипертонусе
    • Скопление слюны в уголках рта из-за обильного слюнотечения

    Лечение дизартрии псевдобульбарной

    Псевдобульбарная дизартрия сопровождается плохим зрительным восприятием и нарушением координации. Лечение в данном случае должно быть комплексным, то есть включать в себя логопедическую работу, физиотерапевтические процедуры, медикаментозную терапию. Хотелось бы подробнее рассмотреть, что включает в себя лечение псевдобульбарной дизартрии.

    Логопедическая работа при псевдобульбарной дизартрии:

    Все эти приемы будут безуспешны без медикаментозной терапии, которую вправе проводить только врач-невропатолог. В данном случае лечение с помощью лекарственных препаратов направлено на активацию работы головного мозга, нормализацию тонуса в мышцах, проводимости нервных импульсов, улучшение состояния центральной нервной системы.

    Также, медикаментозное лечение не в состоянии побороть заболевание без логопедической работы, поскольку расслабление мимической мускулатуры имеет очень важное значение.

    Физиотерапия в составе комплексного лечения псевдобульбарной дизартрии включает в себя:

    • Парафиновые аппликации
    • Магнит
    • Кварц
    • Иглорефлексотерапия
    • Амплипульс
    • Электрофорез

    Что еще необходимо при лечении псевдобульбарной дизартрии?

    • Артикуляционная гимнастика
    • Точечный массаж лицевой мускулатуры
    • Зондовый массаж
    • Лечебная физкультура
    • Гимнастический массаж
    • Логоритмика
    • Жевание с запрокинутой головой
    • Жевание и глотание одновременно
    • Плавание в бассейне

    Источник: https://nmedicine.net/dizartriya-psevdobulbarnaya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector