Стертая дизартрия — что это

Стертая дизартрия - что это

Стертая дизартрия встречается почти у половины детей с недоразвитием речи или фонетико-фонематическими нарушениями. Но такой вердикт логопеда не должен пугать родителей – проблема преодолима.

Стертой называется дизартрия, при которой нарушения речи связаны с небольшими нарушениями работы артикуляционного аппарата. Обычно это нарушения, связанные с нечетким произношением, искажением звуков, детская речь с малой выразительностью.

Впервые термин предложили использовать в 1969 году. С тех пор дефектологи не прекращают научных споров о сути патологии, пытаясь ее конкретизировать. Чаще проблему называют минимальным дизартрическим расстройством. Врачи в Европе называют ее артикуляционной диспраксией.

Стертая дизартрия - что это

Считается, что в основе нарушения речи лежит слабость или чрезмерная напряженность мышц артикуляционных органов – губ, языка, мягкого неба.

Мышцы пребывают в аномальном состоянии по причине поражения центральной нервной системы.

Часто стертая форма дизартрии связана с некоторыми неблагоприятными факторами, которые воздействовали на ЦНС ребенка в период его пребывания в материнской утробе, а также после рождения.

Среди внутриутробных причин чаще называют гестоз, высокое давление у будущей мамы, почечную недостаточность, резус-конфликт, сахарный диабет матери, фетоплацентарную недостаточность.

Эти состояния приводят к гипоксии, а нехватка кислорода сказывается на развитии головного мозга и нервной системы. Повлиять могут инфекции, которые поразили ребенка в утробе.

Чаще всего легкая стертая форма дизартрии свойственна деткам, которые перенесли инфекцию в третьем триместре.

Патологические роды – еще одна причина нарушения речи. Считается, что вызвать гипоксию со всеми вытекающими для нервной системы последствиями могут слишком долгие или быстрые роды, долгий период нахождения без вод, обвитие пуповиной вокруг шеи.

Если ребенок родился совершенно здоровым, то причиной формирования дефектов речи могут выступать осложнения после прививки, вирусные заболевания, инфекции, которые чадо перенесло в первые месяцы жизни, то есть в период, являющийся доречевым.

Стертая дизартрия - что это

Стертую дизартрию самостоятельно распознать родителям практически невозможно. Нарушение речи минимально, и обратить внимание на него может только специалист во время проведения логопедического обследования.

Наиболее часто такая патология становится очевидной в возрасте 5-6 лет.

До этого возраста некоторая неразборчивость отдельных звуков расценивается как дислалия, и только упорность ее и отсутствие эффекта от развивающих занятий у логопеда может навести на мысль о том, что дело кроется в дизартрии.

Дети со стертой формой дизартрии немного отстают от сверстников физически, часто имеют небольшой рост, дефицит массы тела, у них узкая грудная клетка. Часто малыши очень неуклюжие, они куда быстрее ровесников устают при нагрузке и им бывает сложно сделать одновременное синхронное движение, например, двумя руками.

У них слабее развита мелкая моторика, им сложнее дается сборка конструкторов, задача застегнуть пуговицы на одежде или завязать шнурки на обуви. Им трудно дается рисование, лепка. Дети школьного возраста с таким диагнозом пишут неразборчиво и очень медленно.

Дети с дизартрией, даже стертой ее формой, не имеют в своем распоряжении богатого разнообразия мимики, у них часто бывает несимметричны носогубные складки.

Такие дети легко возбудимы, часто суетятся, либо, наоборот, несколько заторможены. Наиболее часто трудности звукопроизношения связаны с неправильным или затрудненным произношением свистящих, шипящих и сонорных звуков.

Особенности звукопроизношения заключаются в том, что проблемная группа звуков произносится неразборчиво.

Стертая дизартрия - что это Стертая дизартрия - что это

Для того чтобы обследовать ребенка, нужно обратиться к логопеду. Этот специалист проведет серию тестов на мелкую моторику, мимику, способность свободно артикулировать, проверит, насколько правильным является речевое дыхание у ребенка. Если логопед заподозрит стертую дизартрию, он обязательно порекомендует родителям посетить с ребенком детского невролога.

Этот доктор назначит электроэнцефалограмму головного мозга, может провести электронейромиографическое обследование, при необходимости – МРТ головного мозга.

С результатами этих исследований и заключением невролога о состоянии нервной системы и артикуляционных мышц ребенок снова отправится на прием к логопеду.

Он заведет специальную коррекционную логопедическую карту и составит индивидуальную программу реабилитации в дополнение к назначенным неврологом медикаментам.

Стертая дизартрия - что это

Лечить стертую дизартрию у детей дошкольного и школьного возраста следует комплексно. Нужен совместный труд невролога и логопеда.

Это позволит добиться стойкого желаемого эффекта, при котором от дефекта полностью удастся избавиться.

Единственное, что требуется от родителей, – большое терпение и последовательность, ответственность за выполнение всех назначений, ведь коррекция довольно длительная.

Невролог назначает обычно прием ноотропных медикаментов, витаминов группы В. В комплексе такое лечение позволяет активизировать работу нервной системы, а также улучшает кровообращение головного мозга.

Ребенку показан массаж, рефлексотерапия. Часто врачи рекомендуют записать ребенка со стертой дизартрией в секцию плавания. Именно занятия плаванием улучшают состояние мышц, а также улучшают моторные навыки.

Стертая дизартрия - что это

Дошкольнику показана пальчиковая гимнастика, а детям школьного возраста рекомендуют артикуляционную гимнастику, освоить которую должны родители. Специалисты покажут, какие упражнения помогут снять мышечные зажимы, какие – расслабить артикуляционные мышцы и как комбинировать их с дыхательными упражнениями.

Логопед поставит неправильно или неразборчиво произносимые звуки, а потом этот навык будет доводиться до автоматизма. Логопедические занятия часто дополняются логопедическим массажем. Следует приготовиться к длительному курсу лечения – он составляет от года и более.

Учитывая, что дефекты речи минимальны, на развитии ребенка они могут и не сказаться, но даже небольшие отклонения в звукопроизношении мешают нормально выстраивать коммуникацию, что так или иначе может отразиться на психологическом развитии ребенка.

При своевременно начатом лечении прогнозы благоприятные. Дефекты речи удается устранить полностью.

Стертая дизартрия - что это

Подробнее о дизартрии рассказывает специалист в следующем видео.

Источник: https://o-krohe.ru/bolezni/stertaya-dizartriya/

Что такое стертая дизартрия у детей и как ее лечить, методы коррекции псевдобульбарной формы

Стертая дизартрия - что это

Нарушение при произношении слов из-за проблем с иннервацией речевого аппарата сегодня встречается довольно часто. Ограниченность в движении губ, мягкого неба и языка приводит к затруднению речи или дизартрии.

Причины возникновения болезни разнообразны. Поэтому необходимо при первых же признаках провести диагностику, начать лечение.

Формы дизартрии

Формы этой детской патологии зависят от того, какое место подверглось поражению:

  • Бульбарная — подъязычный, тройничный, лицевой, блуждающий и языкоглоточный нерв парализован. В результате этого происходит поражение мышц, отвечающих за артикуляцию. Сопутствующим фактором этой формы становится проблема с глотанием.
  • Псевдобульбарная – нарушение в работе корко-ядерных проводящих путей. Главным признаком аномалии становится монотонная речь. Псевдобульбарная дизартрия имеет три степени – легкая, средняя, тяжелая.
  • Мозжечковая – поражение малого мозга или мозжечка делает речь тягучей с меняющейся громкостью.
  • Корковая – из-за повреждения коры головного мозга нарушается работа мышц, участвующих в произношении слов. При этой форме болезни структура слов остается без изменений, но произношение слогов изменяется.
  • Подкорковая или экстрапирамидная возникает в связи с нарушением в подкорковых узлах. Смазанная, невнятная речь с назализацией относится к главным симптомам.
  • Стертая дизартрия выражается нарушением произношения свистящих и шипящих звуков. Является патологией, связанной с микрооргоническим поражением головного мозга невыраженной этимологии.
  • Холодовая проявляется при нервно-мышечном (миастеническом синдроме). Речевые проблемы проявляются у ребенка в момент, если он находится в месте, где температура, повышенная или пониженная.
  • Паркинсоническая дизартрия развивается у больных паркинсонизмом. Речь становится невнятной, замедленной.

Стертая дизартрия - что это

Степени

Помимо неврологической классификации патологии, есть еще логопедическая.

Она основывается на понимании речи ребенка окружающими и имеет несколько степеней:

  • К I степени относится стертая форма дизартрии. Дефекты могут быть выявлены только путем специального исследования.
  • При II степени речь остается понятной, но ее дефекты заметны всем.
  • Речь детей с III степенью понятна только родителям, знакомым. Посторонние понимают частично, то, о чем говорит малыш.
  • При IV степени речь ребенка полностью отсутствует или ее не могут понять даже родители.

Важно! Разные формы дизартрии начинают проявляться по-разному. Поэтому каждый конкретный случай требует индивидуальное лечение и подход.

Стертая дизартрия - что это

Стертая дизартрия - что это

Диагностика дизартрии

Все главные формы дизартрии имеют очаговое поражение мозга с неврологическими признаками.

Для правильного диагноза необходимо провести специальное неврологическое обследование:

  • Электроэнцефалографию;
  • Электромиографию;
  • Электронейрографию;
  • Магнитную стимуляцию трансканальную;
  • МРТ.

Страдающий дизартрией ребенок имеет нарушение техники речи, а не ее праксические функции. Это значит, что малыш, несмотря на дефекты, логически выражает свои мысли, понимает услышанное или написанное.

При дизартрии проводится дифференциальный диагноз.

Основан он на общем обследовании с учетом:

  • нарушений речевых или неречевых;
  • психоневрологического состояния и возраста ребенка.

Важно! На сегодняшний день созданы способы для определения дизартрии на ранних сроках.

Дизартрия чаще всего проявляется наличием псевдобульбарных симптомов. Признаки заметны даже у новорожденного.

Симптоматика этого вида проявляется:

  • Слабым криком или его отсутствием.
  • Сосательный рефлекс нарушен – младенец захлебывается, из носа может вытекать молоко.
  • Малыш плохо сглатывает или вообще не может глотать, синеет.

При тяжелой форме болезни ребенок не берет грудь. Его кормление осуществляется при помощи зонда.

С возрастом у детей, страдающих дизартрией, наблюдается:

  • Частичная артикуляция, стабильный дефект произношения.
  • Язык в ротовой полости расположен неправильно.
  • Проблемы с речевым  дыханием и задержка в развитии речи.

По этим признакам специалисты могут поставить диагноз. Для проведения дифференциальной диагностики были выделены основные признаки.

К ним относятся:

  • Проблемы с артикуляцией — тремор языка, неполное загибание кончика языка вверх;
  • Присутствие синкинезии – при движении языка происходит движение пальцев на руках;
  • Просодические расстройства;
  • Произношение замедленно;
  • Проблемы с удержанием артикуляции;
  • В переключении произношения возникают трудности;
  • Устойчивые нарушения с произношением звуков и в автоматизации поставленных звуков.

Для вынесения правильного диагноза прибегают к функциональным пробам. Логопед может попросить малыша открыть рот и высунуть. Его следует неподвижно удержать посередине рта.

Вместе с этим, ребенку демонстрируют разные передвигаемые предметы в боковом направлении. Он должен следить за ними, не забывая удерживать язык в нужном положении. Если язык малыша совершает движение одновременно с глазами, то это говорит о наличии дизартрии.

Во время обследования специалист:

  • Уделяет внимание произношению в момент покоя, при общих движениях и в момент мимики.
  • Также учитывается объем движения, темп, наличие рефлекторных содружественных движений конечностей.
  • А также точность, плавность и соразмерность при переключении.

При диагностике письменной речи выполняются задания:

  • по списыванию текста;
  • по написанию диктанта;
  • чтению отрывков и понимания прочитанного.

Важно! При вынесении диагноза следует проводить разграничение дизартрии от моторной алалии, афазии и дислалии.

Лечение

Главное направление в лечении дизартрии – это развить у малыша правильную речь, которая не будет мешать общению и обучению в дальнейшем навыкам чтения и письма.

Для терапии дизартрии специалист назначает комплексное лечение. Оно сочетает в себе медикаменты, занятия с логопедом и реабилитацию.

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение проводится с применением ноотропов. Они специфически влияют на функции мозга, умственную деятельность, улучшают память. Стимулируют интеллектуальную деятельность и познавательные функции ребенка.

К таким лекарствам относятся:

  • Гопантеновая кислота или пантогам;
  • Энцефабол;
  • Церебролизин;
  • Глицин;
  • Семакс;
  • Фенибутс;
  • Кортексин.

Логопедическая работа с дизартрией и методы коррекции

Логопедическое лечение строится на специально подобранных занятиях. Специалистом составляется речевая карта, в которой содержатся данные диагностики, план коррекции, описание упражнений.

Логопеды при работе с такими детьми обращают внимание на всестороннее развитие речи ребенка:

  • грамматический строй;
  • фонетический слух;
  • словарный запас.

Специалистами, при занятиях, используются компьютерные тренажеры, программы, способные справиться с проблемой.

Важно! Логопедические занятия осуществляются в группе или индивидуально. Есть специализированные группы, детские сады, школы.

Реабилитация при дизартрии включает в себя:

  • акупрессуры;
  • точечный и сегментарно-рефлекторный массаж;
  • гирудотерапию;
  • иглоукалывание;
  • ЛФК.

На занятиях по коррекции дефекта проводится развитие:

  • мелкой моторики – гимнастика для пальчиков;
  • моторика речевого аппарата – артикуляционная гимнастика и логопедический массаж;
  • дыхательная гимнастика;
Читайте также:  Энцефалопатия беременных: симптомы, лечение и профилактика

Источник: http://mozgvtonuse.com/bolezni/stertaya-dizartriya-u-detej.html

Дизартрия это страшно? Диагностика и лечение

Стертая дизартрия - что это

Нарушение звукопроизношения у человека всегда вызывает дискомфорт и опасения. Что же означает, когда мы слышим диагноз — дизартрия?

Дизартрия – это расстройство речи, вызванное поражением функций речевого аппарата, в ходе которого нарушается связь клеток и тканей с нервными окончаниями, что вызывает ограничение движения органов речи, тем самым затрудняя артикуляцию.

Дизартрическая речь отличается неразборчивостью и скомканностью. У детей может наблюдаться общее отставание развития из-за влияния заболевания на речь и письмо. У взрослых нарушений письма и слухового восприятия речи не выявляется. Несмотря на это, болезнь доставляет одинаковый дискомфорт в любом возрасте.

Классификация

Неврологическая классификация отклонения основывается на области поражения речедвигательного аппарата. Исходя из принципа локализации очага развития заболевания, выделяют следующие формы дизартрии.

Бульбарная

При этой форме заболевания происходит понижение мышечного тонуса или атрофия мышц речевого аппарата. Отклонение возникает по причине развития опухолевых или воспалительных процессов в продолговатом отделе мозга, что разрушает ядра двигательных нервов. Речь этой формы дизартрии отличается замедленностью, непонятностью и назальным звучанием.

Псевдобульбарная

Чаще всего диагностируется псевдобульбарная дизартрия у детей как результат перенесенного поражения мозговой деятельности в возрасте до года.

Речь замедленная, невнятная с нарушенным воспроизведением свистящих, шипящих и сонорных звуков. Псевдобульбарная дизартрия у детей характеризуется ограниченным движением губ и языка.

Больные склонны к обильному слюнотечению и усилению глоточного рефлекса.

Подкорковая

Развивается по причине поражения подкорковых узлов головного мозга. Симптомы включают в себя медленную неразборчивую речь и частые непроизвольные движения мимических или артикуляционных мышц, что вызывает спазмы лицевых мышц и несдерживаемые гортанные выкрики. Возможно изменение темпа и тембра речи и нарушение интонации.

Мозжечковая

Этот диагноз ставится достаточно редко. Речь отличается колебаниями громкости, скандированием слов и выкрикиванием отдельных звуков. Также наблюдается неустойчивость походки, неловкость, нарушение равновесия.

Корковая

Характеризуется нарушением артикуляции. При правильном произношении слов может наблюдаться затрудненное воспроизведение слогов. Нарушения чтения и письма отсутствуют.

Согласно классификации логопедов, основанной на степени понятности речи, выделяют 4 формы дизартрии.

  1. На первой стадии нарушения речи незаметны окружающим и могут быть выявлены только специалистом. Эта стадия протекания заболевания также имеет два других названия: стертая дизартрия и дизартрический компонент.
  2. Отклонение становится заметно окружающим. Сохраняется понятность речи.
  3. Дефекты речи четко выражены. Речь больного понятна только близкому окружению.
  4. Речь абсолютно не понятна или отсутствует совсем.

Независимо от того, по каким принципам выделяются виды дизартрии, в первую очередь, важно выявление причины дизартрии.

Причины

Стертая дизартрия - что это

Дизартрия у взрослых в большинстве случаев является следствием травмы или заболевания головного мозга. Так, причинами развития дизартрии у взрослого человека могут выступать следующие факторы:

  • травмы головы;
  • инсульт;
  • опухолевые образования на участках головного мозга;
  • операции нейрохирургического характера;
  • нейросифилис;
  • олигофрения;
  • болезнь Паркинсона;
  • рассеянный склероз;
  • миатония;
  • миастения и т.д.

Нередко такое заболевание диагностируется у детей до 5 лет. Обычно дизартрия у ребенка развивается параллельно с детским церебральным параличом, являясь его следствием. Это связано с поражением центральной нервной системы, которое может возникнуть как в период внутриутробного развития, так и после рождения в течение примерно 2 лет.

На еще не родившийся плод могут повлиять следующие факторы:

  • токсикоз во время беременности;
  • резус-конфликт;
  • родовые травмы;
  • асфиксия при родах;
  • развитие патологий во время беременности;
  • затяжные или стремительные роды;
  • преждевременные роды и т.д.

Развитие дизартрии в послеродовой период обычно связано с перенесением инфекционных заболеваний головного мозга, среднего отита, тяжелого отравления, черепно-мозговой травмы и другими причинами.

Симптомы

Стертая дизартрия - что это

При дизартрии в любом возрасте происходит нарушение речевой деятельности, вызванное ослаблением связи клеток и тканей речевого аппарата с нервными окончаниями. Это, в свою очередь, изменяет ритм дыхания в момент речи, делая его прерывистым и учащенным.

Речь дизартрика отличается нечеткостью и непонятностью. В зависимости от стадии дизартрии наблюдаются нарушения речи разной степени тяжести.

Так, стертая дизартрия у детей дошкольного возраста и у взрослых характеризуется малозаметными нарушениями в произношении тех или иных звуков. Дальнейшие этапы развития заболевания отличаются более явными дефектами речи (пропуски звуков, замедленность речи).

Наиболее тяжелая стадия дизартрии характеризуется параличом мышц речевого аппарата и как следствие неспособностью пациента к речи.

Артикуляционные нарушения проявляются, как правило, в повышении или понижении тонуса мышц речевого аппарата. При повышенном тонусе наблюдается напряженность мышц лица, шеи, губ и языка. В случае если болезнь протекает при пониженном мышечном тонусе, проявляется вялость в мышцах языка и губ. Губы и рот приоткрыты, характерно обильное выделение слюны.

В случае если диагностирована дизартрия у ребенка, как следствие происходит искажение слухового восприятия речи и другие нарушения, что вызывает развитие сопутствующих речевых отклонений смежного характера и отклонения в общем развитии ребенка.

Обычно дизартрию у ребенка выявляют не раньше 5 летнего возраста. Как правило, стертая дизартрия характеризуется нарушениями речи, которые заметны мало и легко поддаются коррекции, так что дети могут обучаться в обычных образовательных учреждениях. В случае если дизартрия у ребенка протекает в тяжелой форме, необходимо определить малыша в специализированные учебные заведения.

При дизартрии в дошкольном возрасте лечение должно начаться немедленно.

Выявить заболевание самостоятельно в домашних условиях бывает сложно, так как в этом возрасте дети только формируют свои речевые особенности, и допущение ошибок вполне естественно. Родителям следует обратить внимание на некоторые другие факторы.

Так, у детей, у которых возможен дизартрический компонент, нарушена мелкая моторика рук, что вызывает сложности с завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц или молний, лепкой из пластилина и т.д.

Более того, даже стертая форма дизартрии у детей вызывает ослабление лицевых мышц и мышц речевого аппарата, вследствие чего лицо ребенка может выглядеть вяло, рот обычно приоткрыт, а недостаточный тонус мышц языка создает препятствия при звукопроизношении.

Диагностика

Стертая дизартрия - что это

Диагностирование заболевания проходит в два этапа: неврологическое обследование, выполняемое при помощи проведения клинических анализов, и логопедическое обследование.

Анализы и процедуры, через которые пациент должен пройти в ходе неврологического обследования, включают в себя следующие:

  • магнитно-резонансная томография головного мозга;
  • электронейрография;
  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • транскраниальная магнитная стимуляция и другие процедуры.

Осмотр у логопеда направлен на выявление тех или иных дефектов речи и артикуляции у пациента. Оценивается деятельность артикуляционного аппарата и состояние мышц речевого аппарата и лицевых мышц, а также то, кто как пациент дышит.

Логопед также исследует изменения голоса в процессе звуковоспроизведения (тембр, темп, интонация), способность пациента к записыванию текста под диктовку, к списыванию текса, к чтению и пониманию того, что было прочитано.

Диагностика дизартрии включает в себя

Коррекция

Успешным считается лечение дизартрии, в результате которого пациент восстанавливает свои способности изъясняться понятно для окружающих.

Для того чтобы достичь этой цели, необходим комплексный подход к тому, как лечить заболевание, в основе которого заложена верная диагностика дизартрии, грамотное медикаментозное лечение,  логопедическая коррекция дизартрии и физиотерапевтические меры.

Медикаментозное лечение назначается специалистом после полного обследования пациента. Однако решить проблему только медикаментозно не получится, поэтому в курс лечения больного включаются физиотерапевтические меры.

Пациенту назначаются лечебные ванны, специальные физические упражнения, иглоукалывание, разного рода массажи, а также такие нетрадиционные, но, тем не менее, действенные методы коррекции, как плавание и общение с дельфинами, лечение творчеством, созидательные и развивающие игры с песком и многое другое.

Логопедические меры по коррекции дизартрии направлены на восстановление артикуляционного аппарата. В ходе занятий логопед работает с пациентом над произношением звуков, постановкой правильного дыхания и голоса, выполняет специальную гимнастику для разработки артикуляционного аппарата, а также проводит массаж языка.

Лечение дизартрии у ребенка должно опираться на логопедические занятия, а также лечение в домашних условиях.

Упражнения для детей дома

Занятия с логопедом бессмысленны, если не проводится коррекция дизартрии в домашних условиях. Ребенок до 6 лет, больной дизартрией, остро нуждается в постоянном внимании своих родителей, которые, в свою очередь, должны посвятить много времени специальным занятиям, направленным на восстановление функций речи малыша.

Для начала необходимо проводить массаж мышц лица, в ходе которого нужно попеременно пощипывать и поглаживать губы, щеки и нижнюю челюсть ребенка. Также немаловажно научить своего ребенка осуществлять массаж самостоятельно, стоя перед зеркалом, что поможет ему изучить свое лицо и работу мышц языка и губ.

Для восстановления корректного функционирования речевого аппарата, важно оттачивания движений челюсти на открывание и закрывание рта, фиксация определенного положения челюсти, изображение звериного оскала и трубочки губами.

Ребенку понравится игра с конфеткой на палочке. Так, ребенок должен удерживать леденец во рту, а мама и папа стараться его вытянуть. По мере уменьшения размеров конфеты, удерживать ее будет сложнее. Можно также прикладывать конфету сначала к правому, а потом левому уголку рта, чтобы ребенок пытался достать ее языком в таком положении.

Развивать моторику рук в домашних условиях можно при помощи мелких предметов, вроде горошин или бусин, которые ребенок должен перебирать. Малышу понравится процесс, если родители постараются сделать так, что это будет выглядеть игрой для малыша.

Прогноз и профилактика

Многим пациентов и их близких волнует вопрос, можно ли полностью излечиться от дизартрии. Точных прогнозов на этот счет нет, так как в отношении коррекции дизартрии важно своевременно диагностировать заболевание и начать лечение.

Кроме того, абсолютное восстановление функций речевого аппарата возможно только в случае легкого протекания заболевания, то есть при стертой дизартрии. Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста корректируется по мере взросления и развития ребенка.

На последующих стадиях есть шанс на некоторое улучшение речи, но полностью тяжелая степень не лечится.

Больным дизартрией в любом возрасте необходимо постоянное внимание со стороны близких людей, что одним (с легкими формами заболевания) поможет бороться с дизартрией, а другим (с тяжелыми формами) – не чувствовать себя обделенными и изолированными. Дизартрия и ее последствия сильно влияют на социализацию человека, именно поэтому таким больным необходима забота и внимание.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/dizartriya.html

Стёртая дизартрия

Стертая дизартрия очень часто встречается в логопедической практике.

Основные жалобы при стертой дизартрии:

  • 1) невнятная невыразительная речь,
  • 2) плохая дикция
  • 3) искажение звуков
  • 4) замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.
  • В специальной литературе выбор термина, определяющего стертую дизартрию, остается дискуссионным.

Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О.А.

Токаревой, которая характеризует проявления «стертой дизартрии» как легкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью преодоления. По ее мнению, обычно эти дети большинство изолированных звуков могут произносить правильно, но в речевом потоке слабо автоматизируют их и недостаточно дифференцируют.

Недостатки произношения носят самый разный характер, и все же основной признак этого нарушения — смазанность, размытость, нечеткость артикуляции, которые особенно резко обнаруживаются в потоке речи.

Стертая дизартрия

  1. — речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
  2. Исследования детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии.

  3. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия, ринофония, фонетико-фонематическое недоразвитие, стертая дизартрия.
  4. В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием — до 35% детей имеют стертую дизартрию.

  5. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

Читайте также:  Остеохондроз тазобедренного сустава - что это

Логопеды специализированных групп планируют логопедическую работу следующим образом: на фронтальных, подгрупповых занятиях со всеми детьми изучают программный материал, направленный на устранение общего недоразвития речи, а на индивидуальных занятиях осуществляют коррекцию произносительной стороны речи и просодики, т.е. устранение симптомов стертой дизартрии.

  • Диагностика стертой дизартрии и методики коррекционной работы разработаны пока недостаточно.
  • Проблемы дифференциальной диагностики стертой дизартрии, организации логопедической помощи этим детям остаются актуальными, учитывая распространенность этого дефекта.
  • Стертая форма дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет.

Все дети, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, направляются на консультацию к невропатологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать:

  1. — медицинское воздействие;
    — психолого-педагогическую помощь;
  2. — логопедическую работу.
  3. Для раннего выявления стертой дизартрии и правильной организации комплексного воздействия необходимо знать симптомы, характеризующие эти нарушения.
  4. Обследование ребенка начинается с беседы с мамой и изучения поликлинической карты развития ребенка.
  5. Анализ анамнестических сведений показывает, что имеют место:
  • отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония, нефропатия и др.);
  • асфиксия новорожденных;
  • стремительные или затяжные роды.

Со слов мамы, «ребенок закричал не сразу, ребенка приносили кормить позже, чем всех». В первый год жизни многие наблюдались у невролога, назначалось медикаментозное лечение и массаж.

В диагнозе до года стояло НЭП (перинатальная энцефалопатия).

Развитие ребенка после одного года, как правило, у всех бывает благополучным, невропатолог больше не наблюдает этих детей, и ребенок считается здоровым.

При обследовании в поликлинике у логопеда у детей в возрасте 5-6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы:

Показатель Проявления стёртой дизартрии
ОБЩАЯ МОТОРИКА Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках.Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т.п.Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д.Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д.На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены.Многие не любят рисовать.Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином.В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов.Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики.Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» — сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» — поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики.На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, т.к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук.Со слов мам, многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д»-«б»; гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).
ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Источник: http://LogoPortal.ru/stertaya-dizartriya.html

Статья по коррекционной педагогике на тему: Дизартрия. Стертая дизартрия. | Социальная сеть работников образования

Дизартрия – это нарушение речи, вызванное изменением нервной регуляции речевого аппарата при котором страдает произношение. Учитывая то, что в последние годы увеличивается доля патологических беременностей, снижается общий уровень здоровья матерей и их детей, проблема нарушений речи становится все актуальнее.

  • Причины
  • Причинами дизартрии являются:
  • Классификация
  • Логопеды определяют виды дизартрии по степени выраженности симптомов:
  • тяжелой степени (анартрия) — больные не разговаривают вообще и при этом наблюдается полная обездвиженность речевой мускулатуры.
  • средней степени тяжести, когда сохраняется подвижность некоторых мышечных групп и артикуляция отдельных звуков.
  • стёртая дизартрия (лёгкая степень). В этом случае наблюдается смазанность речи, дети говорят в нос, нечёткое звукопроизношение.

Неврологи классифицируют дизартрию по локализации очага поражения в головном мозге. При этом существуют 5 форм:

  • Корковая — нарушается развитие письма и чтения, затруднено развитие словарного запаса. Хорошо произносятся отдельные звуки, но возникают трудности в речевом потоке – замена одних звуков на другие. При ускорении темпа речи начинаются запинки, напоминающие заикание.
  • Псевдобульбарная форма — изменяются произвольные движения, к примеру, затруднено поднятие кончика языка кверху, а непроизвольные сохраняются – вытягивание губ трубочкой, причмокивание, высовывание языка, облизывание, громкий плач и смех. Дети не могут по просьбе открыть рот, произнести звук, в то же время зевание, чихание, плач, кашель сохраняются. Произношение звуков глухое, но в некоторых случаях глухие могут быть звонкими. Провисание нёба приводит к носовому оттенку речи. Страдает мелкая моторика рук – не получается самостоятельно завязать шнурки, застегнуть пуговицы. Дети не умеют лепить и рисовать.Как правило, ребёнок слышит свои дефекты и старается с ними бороться, что может приводить к ещё большему проявлению нарушений за счет повышения тонуса мышц из-за волнений.
  • Бульбарная — приводит к парезу или параличу мышц языка, нёба, нарушается жевание и глотание. Голос у таких детей слабый, произношение в нос. Речь невнятная, нечёткая, неразборчивая. При осмотре можно увидеть атрофию мышц языка и глотки, атонию, лицо амимично.
  • Подкорковая дизартрия проявляется нарушением интонации и темпа речи. Чаще становится заметно при волнении и эмоциях. Особенностями этой формы являются гиперкинезы как в речевой мускулатуре, так и в мышцах тела. Больной может правильно говорить слова и фразы с близкими и в состоянии эмоционального комфорта, а через мгновение – не произнести ни звука. Голос прерывается, могут быть спонтанные выкрики, гортанные звуки. Характерным является нарушение темпа, ритма, интонации. Проявления изменчивы в зависимости от состояния больного и это отражается на способности к общению и поддержанию разговора. Иногда сопутствующим может быть снижение слуха, что осложняет речевые дефекты.

Симптомы

При дизартрии страдает произношение как согласных, так и гласных звуков. Нарушения могут проявляться в виде отсутствия звуков, замены их на другие, искажения и смешения их. Изменяется моторика мышц, ответственных за образование речи — нарушается их тонус, который проявляется как в повышенной спастичности мышц языка, лица, губ, шеи, так и гипотонией (снижением тонуса).

Дистония проявляется тем, что в покое тонус мышц снижен, при попытке разговора (речи, произнесения слов) – резко повышается. Могут быть ограничения подвижности мышц за счет изменений тонуса и гиперкинезов (непроизвольных движений), тремора (дрожи).

Нарушения речевого дыхания проявляются изменением тонуса дыхательных мышц, нарушениями движения, изменяется голос, мелодика, интонации. Может страдать сила голоса, который становится слабым, тихим, будто иссякают силы. Тембр глухой, тусклый, возникают трудности в смене тона.

Дизартрия часто сопровождается симптомами, не связанными с речью – это могут быть нарушения жевания, глотания, сосания, изменения эмоционально-волевой сферы, отсутствие интереса к окружающему миру и получению новых знаний.

Стёртая дизартрия

Это наиболее часто встречающийся вид. Дети говорят в нос, может нарушаться интонация. При разговоре артикуляция не выражена, движения губ минимальны. Проблемой является сложить трубочку из губ.

У больных плохая дикция, нечеткая, невнятная и смазанная речь, замена или искажение звуков в многосложных словах. Стихотворения рассказывают монотонно, голос постепенно угасает.

При просьбе изобразить звуки животных попытки неудачные.

В общем развитии можно отметить неловкость в движениях, такие дети позже здоровых хватают и удерживают предметы, неуклюже ходят, бегают, для них затруднены прыжки на одной или двух ногах.

Ребёнок тяжело учится кататься на коньках и лыжах, ездить на велосипеде. По причине нарушения мелкой моторики пальцев он плохо лепит, рисует, складывает мозаику, не любит мелкие игрушки и не играют в конструкторы.

У детей со стёртой формой дизартрии письмо и чтение затруднено, плохой почерк.

Диагностика

Установить диагноз дизартрии можно по нескольким симптомам или синдромам. Это может быть изменение тонуса мышц, ответственных за произношение и образование речи – амимичность лица, вялость или спастичность языка, дрожание в языке, невозможность выполнить такие движения, как сворачивание губ трубочкой, поднятие языка вверх – вниз. Наблюдается носовой оттенок речи, слюнотечение.

Характерным является затруднение в произношении не одного, а нескольких звуков, затухание и замедление речи к концу фразы, становится неразборчиво произношение. Изменяется интонация, которая становится неестественная. Дети говорят монотонно и медленно.

Важным является оценка анамнеза – наличие перенесенной внутриутробной патологии или осложнений в родах, неврологическое и электрофизиологическое обследование (электронейрография, электроэнцефалография).

Коррекция

Обязательно лечение у невролога – медикаментозное и восстановительное, которое назначается после установления точного диагноза и вида заболевания. В дополнение к медикаментам используют рефлексотерапию, массаж, физиотерапевтические методы, психотерапию. Широко применяют нетрадиционные формы воздействия – дельфинотерапию, игротерапию.

Работа с логопедом

Дети с дизартрией нуждаются в постоянной работе с логопедом.

Специалист делит занятия с детьми на своеобразные блоки. Вначале проводится логопедический массаж, который призван нормализовать тонус речевых мышц. Далее занятия артикуляционной гимнастикой, тренировка дыхания, интонаций. Детей обучают самоконтролю своего произношения. Упражнения усложняются по мере освоения.

  1. Обязательны занятия, направленные на развитие мелкой моторики рук, поскольку мышцы, ответственные за точные мелкие движения связаны с артикуляционным аппаратом.
  2. В тяжелых случаях показано обучение в специальных школах для коррекции речи.
  3. Профилактика

Дети, имеющие повышенный риск развития дизартрии (патология внутриутробного развития, травмы в родах, перенесенные нейроинфекции) нуждаются в постоянном внимании с акцентом на психофизиологическое развитие. Необходимо следить за режимом, не допускать влияния неблагоприятных физических и психологических факторов.

Эти дети нуждаются в постоянном общении, разговоре, нужно поддерживать гуление в раннем возрасте, стимулировать лепет. Уделяется внимание развитию хватательных движений, поощрению исследования игрушек разнообразной формы и поверхности.

Детям как можно раньше начинают читать книги, показывать и описывать картинки, стараясь получать ответную реакцию.

Прогноз

При максимально раннем начале коррекции и реабилитации в случае стёртой формы дизартрии прогноз благоприятный. Успех зависит от усердия самого пациента, благоприятного психосоциального фона, поддержки родителей и близких.

В случае тяжелых форм при своевременном лечении, активной работе с логопедом, помещении детей в специальные школы можно добиться значительного улучшения речи.

В видео учитель-логопед рассказывает об играх и приемах, которые могут использовать родители для развития речи своих детей:

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2016/12/30/dizartriya-stertaya-dizartriya

8. Характеристика дизартрии. Стертая дизартрия

  • ДИЗАРТРИЯ — нарушение
    произносительной стороны речи,
    обусловленное недостаточной работой
    нервов, обеспечивающих связь речевого
    аппарата с центральной нервной системой,
    то есть недостаточной иннервацией.
  • Основные проявления
    дизартрии: расстройство артикуляции
    звуков (речь нечеткая, смазанная)
    ,
    нарушение голосообразования, изменение темпа и ритма речи, изменение
    интонации.
  • Проявления дизартрии
    проявляются в разной степени и в различных
    комбинациях в зависимости от локализации
    поражения в центральной или периферической
    нервной системе, от тяжести нарушения,
    от времени возникновения дефекта.
  • СТЕРТАЯ ФОРМА
    ДИЗАРТРИИ

Основные жалобы
при стертой дизартрии: невнятная
невыразительная речь, плохая дикция,
искажение и замена звуков в сложных по
слоговой структуре слов. Дети,  имеющие
стертую дизартрию, нуждаются в длительной,
систематической индивидуальной
логопедической помощи. Стертая дизартрия
по своим проявлениям очень похожа на
сложную дислалию.

Читайте также:  Симптомы вирусного энцефалита и способы лечения

Чаще всего стертая
дизартрия диагностируется после пяти
лет.

Детям, чья симптоматика соответствует
стертой дизартрии, необходимо
проконсультироваться у  у невролога
для уточнения или подтверждения диагноза
и для назначения адекватного лечения,
т.к.

при стертой дизартрии методика
коррекционной работы должна быть
комплексной и включать в себя: медицинское
воздействие, психолого-педагогическую
помощь, логопедическую работу.

Причинами
возникновения стертой дизартрии могут
быть:  отклонения во внутриутробном
развитии (токсикозы, гипертония
(повышенное давление) нефропатия во
время беременности и др; инфекционные
заболевания (ОРВИ, Грипп, и пр) перенесенные
во время беременности ; асфиксия
новорожденных; стремительные или затяжные роды; длительный безводный
период; механическое родовспоможение
(щипцы, вакуум).

В первый год жизни такие
дети наблюдаются у невролога, им
назначаются медикаментозное лечение
и массаж. В диагнозе до года стоит ПЭП
(перинатальная энцефалопатия). А после
года диагноз либо снимают, либо ставят
ММД (минимальная мозговая дисфункция).
Развитие после года, как правило, у всех
бывает благополучным, невропатологи
больше не наблюдают этих детей, и ребенок
считается здоровым.

При обследовании
детей 5-6 лет со стертой дизартрией
выявляются следующие симптомы:

Общая моторика:
дети неловкие, ограничен объем активных
движений, быстро утомляемость при
нагрузках. Неустойчиво стоят на одной
ноге.

Плохо подражают при имитации
движений: как идет солдат, как летит
птица, как режут хлеб и т.д.

Особенно
заметна моторная несостоятельность на
физкультурных и музыкальных занятиях,
где дети отстают в темпе, ритме движений,
а так же при переключаемости движений.

Мелкая моторика
рук: Дети со стертой дизартрией поздно
и с трудом овладевают навыками
самообслуживания: не могут застегнуть
пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях
по рисованию плохо держат карандаш,
руки бывают напряжены. Многие не любят
рисовать.

Особенно заметна моторная
неловкость рук на занятиях по аппликации
и с пластилином. В работах по аппликации
прослеживаются трудности пространственного
расположения элементов.

Многие дети до
5-6 лет не интересуются играми с
конструктором, не умеют играть с мелкими
игрушками, не собирают пазлы.

У детей школьного
возраста в первом классе отмечаются
трудности при овладении графическими
навыками:: плохой подчерк, медленный
темп письма, «зеркальное» письмо, замены
букв).

Особенности
артикуляторного аппарата:

Паретичность мышц
 органов
артикуляции проявляются в следующем:
вялые губы, углы рта опущены, во время
речи губы остаются вялыми. Язык при
паретичности тонкий, находиться на дне
рта, вялый, кончик языка мало активный.
При нагрузках (логопедической гимнастике)
мышечная слабость увеличивается.

Спастичность мышц
проявляется
в следующем: лицо амимично, мышцы лица
на ощупь твердые, напряженные. Губы в
полуулыбке: верхняя губа прижимается
к деснам. Многие дети не могут сделать
трубочку из губ. Язык при спастическом
симптоме чаще изменен по форме: толстый,
без выраженного кончика, малоподвижный.

Источник: https://studfile.net/preview/6216519/page:5/

Дизартрия — виды, причины, способы лечения нарушения речи

Дизартрия – это одна из форм нарушения речевой функции. Болезнь чаще возникает в детском возрасте, но может возникнуть и у взрослого человека на фоне органических поражений. Подробно рассмотрим причины заболевания и способы борьбы с ним.

Что такое дизартрия

Нарушение речи при дизартрии сопровождается такими характерными признаками, как:

  • патология произношения;
  • расстройство артикуляции и дыхания;
  • нарушение фонации и темпо-ритмической организации.

Это заболевание находится в тройке самых распространенных в логопедии. Учитывая, что в основе дизартрии всегда лежат нарушения нервной системы (периферической или центральной), лечением болезни занимаются неврологи и психиатры.

Больных дизартрией отличает невнятная речь, слова проговариваются малопонятно и не четко. При боле легких формах болезни выявляются незначительные фоновые дефекты, смазывание отдельных букв. На тяжелых стадиях заболевания слова совсем не различимы, речь не внятная и не выразительная.

При болезни ярко выражены такие признаки мускулатуры языка и губ, как спазмированность или дистония (вялость). Внешними проявлениями дизартрии могут служить полуоткрытый рот либо, наоборот, слишком плотное их смыкание, слюнотечение, появляется назализация (человек говорит «в нос»). В самых критических случаях произведение речи становится не возможным.

Характерными особенностями произношения при заболевании являются устойчивость нарушений и сложности их коррекции. Артикуляция затруднена для всех звуков речи, в том числе и гласных, которые обычно даются человеку легко.

У больных дизартрией наблюдается дефект речевого дыхания, при разговоре выдох слишком короткий, человек дышит поверхностно и часто.

Голос обычно слабый, тихий. Заболевание опасно тем, что, возникнув в детском возрасте, оно мешает формированию словарного запаса и ведет к общему отставанию в развитии.

Причины возникновения речевого расстройства

В подавляющем большинстве случаев дизартрия является болезнью, сопутствующей детскому церебральному параличу и основана на органическом поражении центральной нервной системы. Нарушение происходит еще во внутриутробном периоде жизни плода или является следствием родовой травмы.

Приобретенная патология в раннем детском возрасте обусловлена перенесенными острыми инфекционными заболеваниями, такими как: энцефалит, острый гнойный отит, менингит, тяжелая травма головы.

У взрослого человека стойкое нарушение речи возникает после инсульта или черепно-мозговой травмы, а также может быть вызвано наличием опухолей в головном мозге, развивающимися болезнью Паркинсона или рассеянным склерозом.

Виды дизартрии

Основными видами дизартрии являются:

Стертая форма

При которой проявления выражены слабо. Нарушения речи проявляются не одномоментно, а по прошествии времени, после перенесенных инфекционных болезней, токсикоза беременных, родовых травм. Диагноз ставится только после тщательно проведенных анализов и диагностики.

Бульбарная разновидность

Выявляется при явных патологиях, таких как, паралич или атрофия глотки и неба. Слова явно произносятся не четко и очень медленно. Причиной бульварной дизартрии являются опухолевые процессы в продолговатом отделе головного мозга, следствием чего становится разрушения двигательных функций. У человека ярко выражена мимическая недостаточность, лицо приобретает характер неподвижной маски.

Псевдобульбарная форма

Характерна для детей. У ребенка такая патология возникает, как правило, после не долеченных инфекционных болезней, или как их осложнение. Нарушения сопровождаются сильным слюноотделением, трудностями в проговаривании отдельных звуков. Мышечная активность лица слабая, язык ограничен в движениях, ребенок говорит «в нос».

Корковая форма дизартрии

Проявляется в патологии мышечного тонуса и неконтролируемых движениях, управлять которым ребенок не может. У больного меняются интонация и темп речи.

Для этой формы характерны периоды, когда ребенок говорит ясно и четко, особенно, находясь в кругу близких людей и чувствуя себя в безопасности.

Но ситуация может резко поменяться на противоположную, и малыш не в состоянии произнести ни звука. Поражение слуха при подкорковой дизартрии, как правило, не происходит.

Мозжечковая дизартрия

Наименее редко выявляется в чистом виде, как самостоятельная форма. Для ее течения характерны очень громкие выкрикивания слов, их скандирование.

Степени тяжести заболевания

В зависимости от степени тяжести дизартрия классифицируется по следующим основаниям.

Анартирия

Самая тяжелая стадии болезни, при которой у человека полностью отсутствует возможность разговаривать. Способность к воспроизведению звуков утрачена на 100 процентов.

Мышцы лица при этой стадии болезни обездвижены, присутствует эффект маски. Утрачиваются функции глотания и жевания.

Выраженная степень

Характеризуется наличием возможности говорить, но речь является непонятной, нечленораздельной, звуки сливаются и разобрать, что человек хочет сказать очень сложно. Присутствует патология дыхания и отсутствие интонационных нюансов.

III степень псевдобульбарной дизартрии (легкая)

Тяжелых патологий артикуляционного аппарата не выявляется, поражения характерны преимущественно для мышц языка. Поражение языка приводит к нарушению его двигательной функции. Выражается в неправильном темпе речи и отсутствию ее плавности. У ребенка не возникает патологий глотания и жевательного рефлекса или они выражены очень слабо.

Тяжело произносятся традиционно сложные звуки и свистящие; р-, ж-,ч-, ц-. Также не поддаются воспроизведению согласные, для которых необходимо прижимание языка к нему.

II степень псевдобульбарной дизартрии (средняя)

Наиболее распространенная стадия заболевания у детей. Причиной являются поражения нижних отделов головного мозга. Вторая степень дизартрии часто сочетается с потерей чувствительности лица, ребенок не может точно указать то место, которого касается врач.

Характерным признаком является амимичность лица, эмоции на нем у ребенка не отражаются. Больной не в состоянии выполнить такие действия, как надувание щек, движения губами, затруднено любое действие языком. Появляется нарушение функций глотания и жевания, голос становится явно назальным.

Речь у ребенка непонятная, тихая, темп замедлен. К трудностям в произношении шипящих согласных добавляется отсутствие четкости в проговаривании смежных гласных: -а и -у, -ы и -и. Звонкие гласные произносятся как глухие -с вместо -з, -п вместо -б и т.д.

I степень псевдобульбарной дизартрии (тяжелая)

Речь практически нечленораздельна, звуки подобны мычанию, вплоть до полного исчезновения возможности говорить. Цельный звук расщепляется ребенком на составляющие, к примеру, звук -ц произносится как сочетание -тс.

Обследование пациентов с дизартрией

Постановка диагноза осуществляется на основании данных тщательного обследования. Необходимо исключить у человека такие заболевания как дислалия (нарушение звукопроизношения без патологии слуха) или афазии (приобретенное нарушение речи, которая уже сформирована).

Признаки псевдобульбарной дизартрии можно установить на первом этапе появления младенца на свет: крик такого ребенка мало выражен или отсутствует в момент рождения. Ребенок не обладает сосательными рефлексом, голос плохо модулирован и содержит признаки носового.

Дальнейшее развитие ребенка подтверждает предполагаемый диагноз: он отказывается брать грудь или начинает захлебываться. Питание таких ребятишек часто проводится искусственно –через зонд. По мере взросления также наблюдается нарушения в речевом развитии: звуки у малыша тихие и однотонные, появляются гораздо позднее, чем у сверстников.

Основные симптомы для постановки точного диагноза являются:

  • отсутствие надлежащей артикуляции (дрожание языка, его загибание вверх и т.п.);
  • медленная артикуляция;
  • проявления синкенезии – появление тремора других частей тела, например, рук при движении языком;
  • просодические расстройства речи – ее замедленность, невнятность, однотонность, проседание звуков, отсутствие модуляций;
  • устойчивые нарушения произношения.

Для подтверждения дизартрии проводятся функциональные пробы. Врач просит человека высунуть язык и удерживать его вне рта на середине в течение определенного времени. Одномоментно пациенту предлагается проследить за передвигаемым из стороны в сторону предметом. У больного человека язык будет двигаться вместе с глазным яблоком.

  • Особое внимание в диагностике должно быть уделено артикуляции в состояния покоя и при движениях мимики.
  • Дизартрия – это то заболевание, прогноз которого зависит от своевременности диагностики и начала лечения.
  • Что должно насторожить родителей и подвигнуть привести ребенка к специалисту?
  • у ребенка наблюдается выпадение языка изо рта;
  • постоянное ощущение заложенности носа при разговоре;
  • речь медленная или сбивчивая;
  • при разговоре у ребенка перехватывает дыхание;
  • без причин появляется повышенное слюнотечение;
  • наблюдаются резкие изменения голоса – он становится слишком писклявым.

Это объективные признаки, которые нельзя списать на формирование речи у ребенка, поход к врачу обязателен.

Методы коррекции и лечения расстройства речи

Для успешной коррекции речевых расстройств необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Системный принцип сочетания различных методов.
  • Регулярность проведения занятий.
  • Начало восстановления речевых функций незамедлительно после их диагностики.
  • Восстановление всех составляющих речи одновременно (связанность, артикуляция, правильная грамматика).
  • Коррекция психического состояния человека в целом.
  • Формирование стимулов к проведению лечения, индивидуальность занятий.

Своевременность коррекции особенно важна в случаях развития дизартрии после инсультов и черепно-мозговых травм и врожденных аномалиях речи при ДЦП. Очень важна целенаправленность и последовательность прилагаемых усилий, ведь лечение может продлиться в течение нескольких лет.

Главными методами устранения речевой дизартрии являются:

Источник: https://PsyLogik.ru/168-dizartrija.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector