Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Дизартрия — это дисфункция речевого аппарата, при котором наблюдается снижение подвижности артикуляционных органов или их паралич. Расстройство является негативным  последствием неврологических патологий (врожденных и приобретенных), родовых травм головы, резус-конфликта матери и плода, перенесенных инфекционных заболеваний в раннем возрасте, операций на головном мозге.

С учетом симптомов и зоны поражения коры головного мозга различают несколько форм дизартрии:

Нарушения наблюдаются со стороны речевого и двигательного аппаратов в целом. Присутствует парез мускулатуры тела, лица. Ребенку трудно жевать, глотать, голос слабый, речь замедленная, нечеткая.

Изменен мышечный тонус, наблюдаются тики мимики, области артикуляции. В момент речи может возникнуть спазм. Нарушены интонация, темп речи, сила голоса, моторика развита слабо.

Речь скандированная, движения языка, губ нечеткие, замедленные, небо провисает, большинство звуков в речи отсутствуют.

С трудом произносятся многосложные слова, отсутствуют шипящие, аффрикаты. Чаще ребенок хорошо произносит трудные для него звуки изолированно, но в потоке артикуляции они теряются, смешиваются или пропускаются.

У ребенка с рождения наблюдаются такие признаки нарушений: обильное слюнотечение после года, захлебывание при еде, питье, сосании затруднено, мимические мышцы работают слабо. Слова произносятся искажено, но при этом сохраняется ударность и контур лексемы, звуковой анализ проводится крайне тяжело.

Что такое дизартрия

Занятия с дефектологом, примем медикаментов, логопедический массаж являются обязательными пунктами в коррекционной работе. Кроме этого, выразительную речь помогает сформировать специальная артикуляционная гимнастика. Ее цель — это тренировка мышц речевого аппарата, увеличение амплитуды движений губ, щек, обоих неб и языка.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Рекомендации к проведению занятий

Произношение звуков правильно только кажется простым занятием. Ребенок с нарушениями двигательных функций языка, губ, щек нет возможности сделать это легко. Мешает дисфункция органов, их неподвижность. Артикуляционная гимнастика направлена на тренировку речевых мышц, отработку конкретных положений всех элементов аппарата, закрепление навыка четкого говорения.

Чтобы логопедические занятия с применением гимнастики были более эффективными, не обойтись без рекомендаций профессионалов:

  1. Заниматься необходимо ежедневно 3-4 раза по 5 минут, чтобы навык закреплялся основательно. Дошкольнику на начальном этапе коррекции предлагайте не более 3 разных упражнений в день.
  2. Одно задание выполняется 5-7 раз.
  3. Удержание позы по 10-15 секунд.
  4. Составляя план занятий, соблюдайте правило: от простого к сложному.
  5. Начинайте урок с упражнений для губ, затем приступайте к тренировке губ, щек и языка.
  6. Пользуйтесь зеркалом, чтобы ребенок видел свое лицо в отражении и контролировал выполнения заданий самостоятельно.
  7. Во время урока ребенок должен сидеть с прямой спиной, расслабленными конечностями.
  8. Переходите к новым упражнениям после отработки уже предложенного материала. При затруднениях лучше остановиться и дополнительно повторить плохо усвоенные позы органов.
  9. Занятия проводите в игровой форме, эмоционально. Давить на малыша морально, заставлять заниматься нельзя.

Артикуляционная гимнастика классических типов подходит для коррекционной работы с дошкольниками с диагнозом стертая дизартрия. Но особое внимание на таких занятиях стоит уделить организации кинетической основы движения (ощущениям).

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Комплекс упражнений по коррекции дизартрии включает в себя несколько блоков. Это тренировка губ, щек и губ одновременно, а также задания для работы с нижней челюстью. Набор игр для речевой мускулатуры для каждого блока урока естественно будет разным.

Комплекс упражнений для губ

Целью комплекса задания для работы с губами является расслабление мышц, нормализация тонуса кончика и тела язычка. Упражнение помогают развить дикцию, поэтому подходят для коррекции всех форм дизартрии, в том числе и стертой. С детьми до 7 лет рекомендуем заниматься в игровой форме.

Улыбка

Ребенок улыбается, растягивает мышцы губ максимально, но не размыкает их. Зубы не видны.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Трубочка

Губы складывают дудочкой и вытягиваются вперед. Дошкольник должен почувствовать натяжение мышц около рта.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Заборчик

Рот растягивается в широкой улыбке, зубы сжаты в правильном прикусе. Челюсть хорошо видна из-за губ.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Бублик

Упражнение похоже на задание Трубочка, но губы не нужно вытягивать длинно. Ребенок складывает их округло, так, чтобы были видны зубки и слегка выставляет губы вперед.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Заборчик-Бублик-Улыбка-Хоботок

Предложите ребенку медленно чередовать несколько поз, задерживаясь на выполнении одного упражнения на 15 секунд. Комплекс повторите 5-7 раз подряд.

 Улыбка-Трубочка

Упражнение выполняйте ритмично, четко, под счет педагога. Сначала ребенок растягивает губы в улыбке, не показывая зубы, затем складывает губки в трубочку и удерживает позу 15 секунд. После возвращается в улыбку. Комплекс повторите 5 раз.

Рыбки

Покажите дошкольнику видео, где рыбки “разговаривают” в воде. Он должен повторить их движения губами: хлопать друг об друга и ничего не произносить. Упражнение на начальном этапе выполняется медленно, затем темп ускоряется.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Поцелуй

Ребенок сильно втягивает щеки внутрь, затем быстро открывает рот и щелкает языком, губами. Раздастся звук похожий на поцелуй. Это упражнение подходит для разминки перед комплексом задания по тренировке щек.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Упражнения для губ и щек

Целью этого блока упражнений является тонизирование мышц губ, щек одновременно, нормализация оттока крови от артикуляционных органов. Перед началом выполнения заданий рекомендуется растереть щеки язычком изнутри, покусать, похлопать ладошками по внешней части лица.

Сытый хомячок

Ребенок надувает обе щечки, затем поочередно каждую и удерживает позу 10-15 секунд.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Голодный хомячок

Дошкольник сильно втягивает щеки внутрь. Сытого и голодного хомячка можно чередовать.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Лопаем пузыри

Малыш надувает обе щечки одновременно, задерживает позу на 5 секунд. Затем хлопает по ним пальчиками и резко выпускает воздух наружу.

Упражнения для языка

Артикуляционная гимнастика для языка при дизартрии включается в себя комплекс упражнений, который поможет справиться с неподвижностью тела и кончика органа. Для исправления дефекта речи ребенку обязательно научиться распластывать язычок, свободно расслаблять и напрягать его в зависимости от речевой ситуации.

Блинчики

Язычок хорошо расслаблен, распластан. Укладывается на нижнюю губу. Затем нужно шлепать языком, произнося”пя-пя-пя”. При этом нижнюю губу нельзя подворачивать. Обязательно следите за тем, чтобы дыхание воспитанника было ровным.

Лопаточка

Задача ребенка — хорошо расслабить тело язычка и положить его на нижнюю губку. Напрягать органы нельзя 10-15 секунд.

Чашечка

Ротик широко открывается. Края язычка сворачиваются внутрь, резцов касаться нельзя. Предложите ребенку представить, что внутрь получившейся емкости (“чашки”) налита вода и ее нежно удержать, не расплескать.

Иголка

Язычок напрягается, вытягивается изо рта вперед как жало.

Горка

Кончик языка дошкольник упирает в нижние зубки, спинку выгибает, ротик можно открыть широко.

Трубочка

Ребенок открывает ротик, язычок выдвигается слегка вперед, боковые края сворачиваются вверх.

Грибок

Нужно широко открыть ротик, присосать кончик язычка к верхнему небу. Если положение самостоятельно удержать сложно, сначала помогайте пальцами.

Упражнения для нижней челюсти

Задания для нижней челюсти помогают развить подвижность артикуляционного аппарата. Упражнения желательно выполнять в медленном темпе, напрягая мышцы лица. Если нужно произносить гласные, проговаривайте их подчеркнуто четко. На начальном этапе помогайте ребенку счетом вслух для удержания позы нужное время.

Птенчик

Перед началом выполнения задания договоритесь с ребенком о быстром ритме работы, упражнение делайте в хорошем темпе.

Ребенок должен широко открывать ротик, натягивая уголки губ. Язычок высовывать нельзя. После удержания позы, нижняя челюсть быстро захлопывается.

Акула

Основная цель: отработка движения челюстей в разные стороны. Сначала рот открывается, далее челюсть двигается по плану: вправо – возвращается на место – влево – вниз – вперед – вверх (рот закрыт, губы сомкнуты).  Резких движений делать нельзя во избежания вывихов и травм. Ритм выполнения задания отсчитывает учитель.

Обезьянка

Ротик нужно открыть максимально сильно, нижнюю челюсть тяните в них к груди. Язычок одновременно тянется к подбородку.

Силач

Широко открываем ротик. Представляем, что к подбородку привязали гирю, ее нужно поднять силой нижней челюсти. Рот закрываем медленно с усилием, напрягая мускулатуру лица.

Комплекс артикуляционной гимнастики на звук Р
Комплекс артикуляционной гимнастики на звук Л
Комплекс артикуляционной гимнастики на свистящие звуки

Рано начатая коррекционная работа по устранению дизартрии может дать хорошие результаты, если на успех будут настроены родители, сам больной.

На полное восстановление речи возможно только при стертой форме нарушения, в остальных случаях возможно добиться только улучшения состояния.

Однако даже такой результат положительно скажется на социализации ребенка, уровне овладения навыками грамотности в школе.

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/artikulyatsionnaya-gimnastika-pri-dizartrii

Дидактическое пособие на тему Дизартрия. Логомассаж, артикуляционная гимнастика, упражнения

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

  • Дизартрия — нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга.
  • При дизартрии в отличие от афазии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция.
  • У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: *нарушения восприятия речи на слух
  • *чтения
  • * письма.

В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при дизартрии могут быть исправлены с помощью логопедических занятий.

Проявления

Нарушение звукопроизношения и речи легко распознаются, поскольку речь смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. В свою очередь дизартрия является одним из признаков бульбарного или псевдобульбарного паралича.

Формы дизартрий

ФАртикуляционная гимнастика при дизартрииормы дизартрии зависят от места поражения. Различают несколько форм дизартрии:

бульбарная обусловлена периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и их ядер. Часто сочетается с расстройствами глотания. Является одним из симптомов бульбарного синдрома;

  1. корковая обусловлена поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции; отличается расстройством произнесения слогов при сохранении правильной структуры слова;
  2. мозжечковая обусловлена поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью;
  3. Артикуляционная гимнастика при дизартрииэкстрапирамидная (гиперкинетическая, подкорковая) — дизартрия, возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Речь смазанная, невнятная с носовым оттенком, резко нарушена просодика, интонационно-мелодическая структура речи, её темп;
  4. паркинсоническая — вид экстрапирамидной дизартрии, наблюдаемой при паркинсонизме, характеризующийся замедленной невыразительной речью, нарушениями модуляции голоса. Требует лечения основного заболевания;
  5. псевдобульбарная  обусловленна центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей; проявляется монотонностью речи. Является одним из симптомов псевдобульбарного синдрома;
  6. экстрапирамидная  обусловлена поражением стриопаллидарной системы;
  7. стёртая форма — нарушение произношения свистящих и шипящих звуков по типу бокового сигматизма, часто бывает единственным симптомом, свидетельствующим о наличии у ребенка недиагностированной.

холодовая — симптом при миастении и миастеническом синдроме, проявляющийся в затруднениях артикуляции при понижении температуры в помещении и говорении на холоде. Требует лечения основного заболевания. Часто служит единственным симптомом, свидетельствующим о скрытой или недиагностированной врожденной миопатии.

  • Артикуляционная гимнастика при дизартрии
  • Логопедический массаж
  • Массаж лба
  • Упражнение № 1
  • Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;
  • Описание: поглаживание лба от середины к вискам.
Читайте также:  Судорога икроножной мышцы: причины внешние и внутренние

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

  1. Упражнение № 2
  2. Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;
  3. Описание: разминание лба от середины к вискам.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

  • Упражнение № 3
  • Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;
  • Описание: растирание лба от середины к вискам.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

  1. Упражнение № 4
  2. Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;
  3. Описание: растирание лба от бровей к волосистой части головы.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

  • Упражнение № 5
  • Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;
  • Описание: проводится массаж точек, находящихся над линией бровей, от середины к периферии.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

  1. Массаж щек
  2. Упражнение № 1
  3. Цель: стимуляция мышц, поднимающих угол рта;
  4. Описание: осуществляются вращательные поглаживающие движения по поверхности щек.
  5. Упражнение № 2
  6. Цель: укрепление и стимуляция мышц лица и мышц мягкого неба;
  7. Описание: проводится поочередный массаж точек: БАЙ-ХУЭЙ, ИНЬ-ЦЗЯО, ДУЙ-ДУАНЬ.
  8. Массаж скуловой мышцы
  9. Упражнение № 1
  10. Цель: укрепление скуловой мышцы;
  11. Описание: поглаживание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.
  12. Упражнение № 2
  13. Цель: активизация мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта;
  14. Описание: проводятся спиралевидные движения от середины подбородка к мочкам ушей.
  15. Упражнение № 3
  16. Цель: укрепление и активизация скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта;
  17. Описание: пощипывание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.
  18. Массаж губ
  19. Упражнение № 1
  20. Цель: укрепление мышц губ; Описание: поглаживание губ от середины к углам.
  21. Упражнение № 2
  22. Цель: укрепление мышц губ; Описание: разминание губ от середины к углам.
  23. Упражнение № 3
  24. Цель: укрепление и активизация мышц губ;
  25. Описание: пощипывание губ от середины к углам.
  26. Упражнение № 4
  27. Цель: стимуляция мышц губ; Описание: обкалывание губ от середины к углам.
  28. Упражнение № 5
  29. Цель: укрепление и активизация круговой мышцы рта, мышц, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху и мышц, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз;
  30. Описание: обкалывание против часовой стрелки круговой мышцы рта;
  31. Упражнение № 6
  32. Цель: стимуляция мышц губ; Описание: похлопывание губ от середины к углам.
  33. Массаж языка
  34. Упражнение № 1
  35. Цель: укрепление и активизация продольных мышц языка;
  36. Описание: поглаживание продольных мышц языка от корня к кончику языка.
  37. Упражнение № 2
  38. Цель: укрепление продольных и поперечных мышц языка;
  39. Описание: ритмичное надавливание на язык от корня к кончику.
  40. Упражнение № 3
  41. Цель: укрепление мышц языка и увеличение подвижности языка;
  42. Описание: проводится обкладывание языка от корня к кончику языка и по боковым краям языка.
  43. Упражнение № 4
  44. Цель: укрепление и стимуляция поперечных мышц языка;
  45. Описание: поглаживание языка из стороны в сторону, в направлении от корня к кончику языка.
  46. Окошко
  • широко открыть рот — «жарко»
  • закрыть рот — «холодно»

Чистим зубки

  • улыбнуться, открыть рот
  • кончиком языка с внутренней стороны

«почистить» поочередно нижние и верхние зубы

Месим тесто

  • улыбнуться
  • пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя»
  • покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

Чашечка

  • улыбнуться
  • широко открыть рот
  • высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка)

Дудочка

  • с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

Заборчик

  • улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Маляр

  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • кончиком языка погладить («покрасить») нёбо

Киска

  • губы в улыбке, рот открыт
  • кончик языка упирается в нижние зубы
  • выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

Лошадка

  • вытянуть губы
  • приоткрыть рот
  • поцокатъ «узким» языком (как цокают копытами лошадки)

Пароход гудит

  • губы в улыбке
  • открыть рот
  • с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы…»

Качели

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • кончик языка за верхние зубы
  • кончик языка за нижние зубы

Часики

  • улыбнуться, открыть рот
  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

Блинчик

  • улыбнуться
  • приоткрыть рот
  • положить широкий язык на нижнюю губу

Вкусное варенье

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу

Загнать мяч в ворота

  • «вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
  • дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

Парашютик

  • на кончик носа положить ватку
  • широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

«Медведица и медвежонок». Логопед вместе с ребенком обыгрывает сказку следующего содержания: «Жили-были медведь и медвежонок. И вот настала зима, улеглись медведи на зимнюю спячку в берлогу и крепко-крепко заснули. Кругом мороз, вьюги, а им все нипочем, спят себе и спят.

Медведица дышала глубоко и ровно (логопед вдыхает ртом большой объем воздуха и медленно через рот выдыхает его, затем предлагает то же сделать ребенку), а медвежонок посапывал так (логопед вдыхает через рот, а выдыхает через нос, затем – ребенок). И так они проспали всю зиму.

Наступила весна, медведи зевнули (логопед и ребенок имитируют зевок медведей без голосоподачи (руки в стороны)) и проснулись. Видят, берлога их еще не растаяла.

А им погулять хочется, праздник весны вместе с другими зверями встретить. Думали они, что делать, думали и придумали. Стали на лед дышать, дыханием его согревать (логопед и ребенок производят теплую воздушную струю, как при звуке [а], вдох через нос). Лед быстро растаял, вылезли из берлоги медведи, и пошли на праздник весны песни петь да хороводы водить».

Упражнение: Опиши картинку

Показываем ребенку картинки с героями сказок или животными и просим ребенка рассказать кого он видит, описать какой этот персонаж. Например: зайка — серый, мягкий и пушистый. Если у ребенка возникли трудности с описанием, помогите ему.

Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый.

Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и способствует развитию мышления.

Упражнение на развитие речи «Моя семья»

Цель: формировать у ребенка интерес к речи, учить произносить слова по подражанию.

Оборудование: два набора вязаных напальчников с изображением персонажей семьи: папы, мамы, сына, дочки.

Источник: https://infourok.ru/didakticheskoe-posobie-na-temu-dizartriya-logomassazh-artikulyacionnaya-gimnastika-uprazhneniya-2432271.html

Техники артикуляционной гимнастики при дизартрии

20.12.20186 мин чтения   Статья проверена врачом Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Методы лечения речевых расстройств напрямую зависят от их формы, причин, степени нарушения коммуникативной функции. При дизартрии хорошие результаты дает артикуляционная гимнастика, которая составляет основу коррекционной терапии. Направление представлено рядом подходов, каждый из которых обладает своими лечебными свойствами, характеристиками и особенностями. Выполнять упражнения можно не только под контролем логопеда, но и в домашних условиях. Перед стартом терапевтического курса следует освоить правила выполнения процедур, дополнив все это другими способами борьбы с дизартрией.

Артикуляционная гимнастика при дизартрииГимнастику можно проводить со специалистом.

Что такое артикуляционная гимнастика

Под термином «артикуляционная гимнастика» подразумевается комплекс специальных упражнений, выполнение которых способствует укреплению мышц, отвечающих за речь.

Методика включает принципы отработки правильного дыхания, выполнение упражнений по нормализации мышечного тонуса и приемов оттачивания звукопроизношения. К подходу можно прибегать для лечения или профилактики речевых расстройств.

Также сеансы способствуют ускорению развития коммуникативной функции у ребенка. При дизартрии применяются приемы пассивной и активной артикуляционной гимнастики.

Для повышения эффективности подхода его надо сочетать с упражнениями по разработке крупной и мелкой моторики, тренировкой слуховой памяти.

Активная артикуляционная гимнастика

При легкой форме заболевания именно с активной формы терапии начинают лечение дизартрии. В тяжелых случаях подход применяют для закрепления и усиления выраженности положительных результатов, достигнутых пассивной формой гимнастики. Занятия строятся по принципу подражания пациента педагогу.

Логопед или родитель показывает необходимые к выполнению активные движения, а ребенок старается их повторить. По мере проявления признаков прогресса методика усложняется – больному дают различные предметы, которые он должен удерживать губами или ртом во время работы.

При этом он не должен делать вспомогательные движения пальцами, а полагаться только на силу артикуляционных мышц.

Артикуляционная гимнастика при дизартрииКогда происходить прогресс в лечении, больному дают различные предметы для тренировки.

Пассивная артикуляционная гимнастика

Комплекс упражнений, которые применяются при тяжелом течении дизартрии, когда артикуляционные мышцы настолько слабы, что ребенок не может ими двигать.

Обычно сеансы подразумевают прямую работу логопеда, который с помощью инструментов делает массаж в углублениях под языком, механически воздействует на ткани. Это способствует восстановлению нормального мышечного тонуса в проблемных волокнах, повышению их функциональности.

Со временем это приводит к тому, что ребенок начинает сам управлять своими мышцами, что позволяет постепенно подключать упражнения из активной артикуляционной гимнастики.

Как она помогает при дизартрии

Комплексное лечение речевых нарушений, основу которого составляет артикуляционная гимнастика, при правильном подходе может дать скорый и очевидный эффект. Целью курса становится отработка правильного положения органов во время речи и оттачивание нужных для этого движений.

Дополнительно должна происходить автоматизация произношения звуков, нормализация процесса их формирования, постановка достаточной силы голоса. В результате занятий пациент не только избавится от нарушений артикуляции и восстановит подвижность всех частей речевого аппарата, но и доведет нужные действия до автоматизма.

Результаты систематического выполнения упражнений при дизартрии:

  • расслабление охваченных спазмом мышц, необходимых для формирования речи, устранение гипертонуса;
  • повышение силы ослабленных или плохо иннервируемых мышечных волокон и точности их действия;
  • доведение сокращения мышц до автоматизма с достижением достаточной амплитуды их работы;
  • постановка необходимой скорости двигательных действий;
  • появление у артикуляционного аппарата возможности выполнять сложные движения и быстро переключаться с одних упражнений на другие.

Артикуляционная гимнастика при дизартрииЗанятия дают возможность речевому аппарату выполнять сложные движения.

Все эти результаты достигаются за счет систематического выполнения определенных действий. Набор артикуляционных упражнений подбирается врачом. Если занятия планируется проводить в домашних условиях, специалист обязан дать родителям или педагогу подробную инструкцию по работе с ребенком.

Организация проведения артикуляционной гимнастики при дизартрии

Обычно при лечении дизартрии профессиональная работа логопеда с ребенком должна дополняться домашними сеансами. В этом случае с детьми занимаются родители, которым следует изучить особенности выполнения процедур. От соблюдения этих рекомендаций зависит эффективность коррекционной терапии.

Правила проведения сеансов лечения дизартрии у детей с помощью артикуляционной гимнастики:

  • занятия надо проводить ежедневно. Не считая визитов к логопеду комплекс упражнений следует повторять до 4 раз в день, каждый раз затрачивая на это около 5 минут;
  • нельзя допускать, чтобы пациент переутомился или начал испытывать негативные эмоции по отношению к гимнастике. Работа над артикуляцией должна доставлять ему удовольствие, только в этом случае можно рассчитывать на прогресс;
  • при выполнении упражнений важно соблюдение их последовательности, установленной врачом. Их перечень должен регулярно обновляться за счет приемов увеличенной сложности. При этом за один раз должно вводиться всего одно новое действие;
  • для детей с дизартрией желательно оборудовать дома специальное рабочее место, оснащенное удобным стулом и зеркалом;
  • каждое занятие должно начинаться с разминки мышц рта, дыхательной гимнастики, простейшего логопедического массажа;
  • каждое действие надо выполнять не менее пяти раз;
  • если прием подразумевает удержание артикуляционной позы, то на один подход отводится от 10 до 15 секунд.
Читайте также:  Невралгия: симптомы, причины, лечение

Артикуляционная гимнастика при дизартрииДля занятий нужно организовать место со стулом и наличием зеркала.

Эффективность артикуляционной терапии при дизартрии повысится, если каждое удачное действие ребенка сопровождать похвалой или поощрением. Желательно найти способы мотивировать больного, чтобы постоянно поддерживать его интерес к занятиям.

Отсутствие результатов или неправильное выполнение упражнения пациентом не допускает критики.

Иногда малышам оказывается сложно работать с родителями, тогда их следует регулярно водить к логопеду или задуматься об обращении за помощью к психологу.

Варианты упражнений

Проведение артикуляционной гимнастики начинается со специального массажа, призванного расслабить напряженные мышцы и повысить силу ослабленных волокон.

За этим следует выполнение пассивных и, в силу возможностей пациента, активных упражнений. Иногда приемы чередуются несколько раз за занятие с упором на самые проблемные моменты.

Комплекс упражнений пассивной артикуляционной гимнастики при дизартрии:

  • принудительные движения языком вперед-назад, влево-вправо, вверх-вниз;
  • подъем кончика языка к твердому небу и его опускание к дну ротовой полости;
  • динамичные движения основным речевым органом в разные стороны;
  • вытягивание языка изо рта и осуществление попыток отвести его в сторону носа или подбородка;
  • поочередный массаж верхней и нижней губы путем установления на каждой указательных пальцев и их сведения к центру;
  • придание рту формы трубочки;
  • подъем верхней и отведение нижней губы;
  • формирование «улыбки» путем установления указательных пальцев в уголках рта и их растягивания;
  • принудительное закрытие рта и крепкое смыкание губ;
  • складывание губ таким образом, чтобы они привыкали к произнесению гласных звуков.

Артикуляционная гимнастика при дизартрииПридание губам формы трубочки — это одно из упражнений для лечения.

Пассивная часть занятия проводится под строгим контролем врача или родителя. Далее начинаются активные приемы, для применения которых малыша усаживают перед зеркалом. Пациент должен наблюдать за действиями педагога, повторять их, следить за правильностью их выполнения в отражении.

Комплекс активных артикуляционных упражнений при дизартрии:

  • выпучивание глаз с подъемом надбровной зоны в гримасе удивления;
  • частое систематическое или беглое моргание глазами;
  • надувание правой и левой щек по очереди, затем одновременно;
  • забор воздуха под верхнюю и нижнюю губу по очереди, затем одновременно;
  • выполнение положения «забор». Губы растягиваются в улыбке, обнажая плотно сжатые зубы;
  • выдвижение языка вперед с его последующим расслаблением;
  • выдвижение языка вперед в попытке скрутить его в трубочку, притягивая края органа друг к другу;
  • прикосновение языком к верхней и нижней губе, их обведение;
  • попытки дотянуться основным органом речи до носа, подбородка, щек;
  • формирование языком различных звуков – цоканье, щелканье, клацанье;
  • движение нижней челюстью – ее выдвижение вперед, отведение в одну и другую сторону.

В соответствии с негласной рекомендацией положение «забор» надо чередовать с выполнением всех упражнений. При этом время от времени следует расслаблять артикуляционный аппарат, чтобы мышцы всегда находились в динамике, а не напрягались в статичном положении.

Артикуляционная гимнастика при дизартрииУпражнение «Забор» также применяется в лечении больных.

Логопедическая ритмика при дизартрии

Одним из вспомогательных направлений лечебной гимнастики является логопедическая ритмика. Следует понимать, что речевые нарушения напрямую связаны с проблемами моторики. Если развивать двигательную активность ребенка, можно существенно снизить выраженность дизартрии.

Специально подобранные физические упражнения, дополненные музыкой и текстом, оживляют обменные процессы и стимулируют работу центральной нервной системы.

Существенным плюсом становится тот факт, что дети положительно реагируют на музыкальное сопровождение, занимаются с особым удовольствием, раскрепощаются.

Набор действий, их амплитуда, ритм и темп подбираются врачом индивидуально в соответствии с особенностями ситуации. Важное значение имеет тип музыки, которая является стимулятором физической активности.

Если все скомбинировано правильно, результатом занятий станет стремительное развитие и закрепление ритмических рефлексов, устранение лишних телодвижений. Приемы позволяют установить баланс в работе нервной системы малыша, нормализовать его эмоциональный фон.

Организм научится распознавать основные акустические раздражители и адекватно на них реагировать. Работа может проводиться в группе или индивидуально, иногда врачи рекомендуют сочетать подходы.

Дизартрия – тяжелое состояние и опасный диагноз, который очень часто ставится в детском возрасте. Своевременное начало терапии с использованием принципов артикуляционной гимнастики является залогом успешной борьбы с речевым расстройством.

Техники артикуляционной гимнастики при дизартрии Ссылка на основную публикацию Артикуляционная гимнастика при дизартрии Артикуляционная гимнастика при дизартрии

В разделе консультаций вы всегда можете проконсультироваться по вашей проблеме и задать интересующие вас вопросы.
Консультацию ведёт Погребной Станислав Леонидович. Практикующий врач, Невролог. Опыт работы — 12 лет. Сотрудник кафедры неврологии факультета усовершенствования врачей НГМУ. Спросить врача

Источник: https://insultinform.ru/bolezni/dizartriya/artikulyatsionnaya-gimnastika

Артикуляционная гимнастика у людей дизартрией

Для дизартрии характерны нарушения произношения звуков, сопровождаемые недостаточным развитием мелкой моторики. Причина ее возникновения в поражении участков головного мозга, ответственных за построение речи.

Упражнения при дизартрии помогают устранить незначительные отклонения от нормы, и улучшить состояние пациента до приемлемого при тяжелом течении болезни.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии является основным способом коррекции речевого аппарата. Логоритмический метод безопасен и может применяться как под руководством специалиста, так и самостоятельно на дому.

Характерные признаки заболевания

Патология сопровождается расстройствами движений артикуляционного аппарата: увеличением тонуса мышц, спазмом губ и неподвижностью языка. Нарушение произношения звуков проявляется их пропусками или заменой, речевая активность снижается.

Дизартрики искажают речевое дыхание: оно становится прерывистым и учащенным. Меняется тембр голоса, интонация, появляется монотонность и неразборчивость. Вместе с тем, при наличии сопутствующих поражений нервной системы у больных пропадает интерес к познанию окружающего мира.

Взрослые больные ограничивают контакты с социумом, замыкаясь в себе.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Классификация дизартрии основана на локализации поражения участка головного мозга.

Выделяют бульбарную, мозжечковую, корковую, гиперкинетическую, паркинсоническую, экстрапирамидную, стертую, холодовую формы заболевания.

Для каждой из них характерны свои симптомы (нарушение глотания, тихая речь, перестановка слогов, гнусавость и монотонность). Соответственно, курс терапии и прогноз для состояния больного в каждом случае разный.

Лучше всего поддаются коррекции холодовая и стертая формы дизартрии, хотя их диагностика нередко затруднена. После прохождения курса лечения (от года) дети могут обучаться в общеобразовательной школе со своими сверстниками.

Бульбарная и псевдобульбарная дизартрия вызывает необратимые изменения, которые могут остаться на всю жизнь. Также прогноз течения болезни зависит от искомых причин, ее вызвавших. При органическом поражении центральной нервной системы подвижность мышц не сильно ограничена.

Если причины связаны с периодом беременности или новорожденности, проявления дефекта более ярко выражены и требуют длительной терапии.

Функции упражнений для речевого аппарата при отклонениях от нормы:

  • разработка правильных движений для постановки звуков;
  • формирование фонем;
  • регулирование положения языка, губ при разговоре;
  • нормализация актов вдоха и выдоха;
  • усиление тембра голоса.

Занятия безопасны и могут проводиться при любом нарушении речи вне зависимости от причины патологии.

Классификация упражнений

Для каждой формы заболевания комплекс составляется индивидуально. Его подбирает логопед, основываясь на клинических проявлениях патологии, характере повреждений, возрасте пациента.

К каждому из видов гимнастики есть показания и рекомендации:

  • Пассивная гимнастика – применяется при ограничении подвижности в мышцах. Занятие выполняется в одностороннем порядке педагогом. Он воздействует на органы речи с помощью специальных приспособлений (логопедический зонд, палочки, шпатель). После улучшения тонуса языка пациент сможет самостоятельно выполнять некоторые задания. По мере включения различных двигательных мышц переходят к другой форме терапии, чтобы развивать остальные навыки.
  • Показаниями к активной форме гимнастики являются положительная динамика от выполнения предыдущих упражнений и небольшая степень нарушений. Занятие построено таким образом: педагог показывает, а ребенок повторяет. Для тренировки мышц ему предлагают удерживать между губами различные предметы.

Преимущество такого способа терапии в комплексном воздействии на организм. Гимнастика эффективна при тихой и невнятной речи, с ее помощью развивают мелкую моторику. При длительном и систематическом проведении сеансов дети смогут продолжать учиться в среднеобразовательном учреждении.

Эффективность артикуляционной терапии заключается в устранении спазма мышц, усилении тонуса, постановке силы голоса, улучшении кровоснабжения в органах речевого аппарата, коррекции произношения звуков, восстановлении мускулатуры языка и лица. В первую очередь логопед работает над повышением четкости звуков и улучшением произношения слов. При систематическом проведении сеансов отмечается комплексное улучшение состояния больного.

Упражнения при дизартрии у детей выполняются в игровой форме, чтобы добиться максимальной сосредоточенности малыша. К тому же, так он меньше устает.

Как результат, правильное произношение становится автоматическим, увеличивается скорость и амплитуда движений мышц рта. Ребенок быстрее переключается от одного вида деятельности к другому.

Правила проведения упражнений

Для достижения стойкого положительного эффекта посещать занятия и заниматься на дому нужно ежедневно. Время одного сеанса не должно превышать 5 минут, чтобы ребенок не потерял бдительность и интерес. По мере достижения прогресса сложность занятий должна быть увеличена, это тренирует мускулатуру органов. Нельзя добавлять одновременно несколько новых упражнений, только одно движение.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Во время гимнастики напротив малыша должен сидеть педагог, выполнение элементов перед зеркалом ускорит процесс запоминания. В начале процедуры обязательна разминка губ. Так как дизартрики разговаривают порциями, на вдохе или выдохе, отдельное внимание уделяют дыхательным упражнениям.

Если у малыша не получается, необходимо запастись терпением. Нельзя его критиковать, а вот хвалить, напротив, нужно даже за маленькие достижения. Как поощрить ребенка? В той же игровой форме можно показать ему, что его язык уже стал широким, например.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Правильное произношение звуков происходит в результате выполнения сложного двигательного комплекса. Артикуляция формируется с помощью языка, губ, мягкого неба. В этом задействованы жевательные, глотательные и мимические мышцы. Логопедическая гимнастика составлена из упражнений для органов и мышц лица, ротовой полости.

Упражнения проводят 3-4 раза в день от 3 до 5 минут длительностью. За один раз не стоит обучать ребенка более, чем двум заданиям.

Примеры разминки:

  • имитация кашля с высунутым языком;
  • сделать несколько глотков жидкости небольшими движениями;
  • при зажатом носе надувать щеки по одной;
  • свист и мычание;
  • задание на сопротивление – давить ребенку на затылок, он должен наклонять голову в противоположную сторону;
  • повторять гласный звук «Ы»;
  • четко и медленно произносить: «К», «Г», «Т», «Д»;

Интересно! Если у ребенка не получается выполнить какое-то задание, например, поставить язык, чтобы облизать губу, можно намазать ее любимым лакомством.

Читайте также:  Легкое сотрясение мозга: симптомы и признаки, как оказать первую помощь

Пассивная гимнастика заключается в растягивании губ, как при улыбке, и фиксации мимики. Можно смыкать и собирать их в трубочку. У этих упражнений смешные и сказочные названия. Например, «Лягушка» − ребенок широко растягивает рот в улыбке, обнажая зубы. «Слон» (губы вытягивают, как бы произнося звук «У»):

Подражаю я слону: губы хоботом тяну,

А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Подача задачи в форме стиха облегчает ее восприятие ребенком. Эти два упражнения можно чередовать. «Качели» − открыть рот и поместить язык по очереди за верхние и нижние зубы. При этом подбородок остается неподвижным.

«Часики» − дотянуться кончиком зыка до противоположных углов рта. «Лопаточка» − расслабить язык и на 5-10 секунд положить его на нижнюю губу. Выполняя задание «Иголочка», нужно высовывать максимально наружу острый язык.

Каждое из заданий предназначено для коррекции определенной группы звуков: гласных, шипящих, «р-р».

Во время статических упражнений ребенка просят сидеть с широко открытым ртом, подпирать языком верхнее небо, делать задания на сопротивления мышц. При коррекции артикуляции пациент должен находиться в удобной позе, тело расслаблено. Обязательно проводят дыхательную гимнастику для нормализации темпа речи.

Движения должны быть симметричными на левой и правой стороне лица.

Первостепенной задачей является устранение напряженности движений органов артикуляции. В дальнейшем педагоги стремятся к автоматизму и координации движений.

Параллельно с этими упражнениями снижают напряжение органов ротовой полости. Перед зеркалом с этой целью показывают ребенку различие между мягким и твердым языком. В спокойном состоянии он широкий, в напряженном − узкий и острый.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/artikulyatsionnaya-gimnastika-u-lyudej-dizartriej/

Артикуляционная, дыхательная, пассивная и пассивно-активная гимнастика при дизартрии — лечение дизартрии в Москве

Для развития подвижности языка при дизартрии и тяжёлых нарушениях артикуляции можно следующие приёмы:

  • Положить кусочек сахара или леденец между щекой и зубами (для стимуляции движений языка в сторону);
  • Протягивать к губам ребёнка конфету или намазать нижнюю губу вареньем (для выработки движения языка вперёд к губам);
  • Дотронуться до кончика языка холодным металлическим шпателем (для сокращения кончика языка).

Для активизации движений мягкого нёба пациента обучают произвольному глотанию, для чего логопед капает на корень языка капли воды.

Вначале применяется пассивная артикуляционная гимнастика при дизартрии (при помощи механического воздействия — под нажимом зонда, руки логопеда, шпателя).

Она постепенно переходит в пассивно-активную артикуляционную гимнастику при дизартрии, а затем – в активную, которая выполняется по инструкции логопеда, под его счёт.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Пассивные упражнения создают условия, которые способствуют улучшению или проявлению функционирования определённых мышц.

Их целью является включение в процесс артикуляции новых мышечных групп, которые до этого бездействовали, или увеличение интенсивности мышц, которые ранее были включены в речевой процесс.

Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Пассивные упражнения создают кинестетический образ артикуляционной позиции, которая нужна для реализации звука, новые схемы движения.

Пассивную артикуляционную гимнастику проводят после массажа. Направление, объём и траектория пассивных движений аналогична активным. Они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из движения фиксация не зависят от пациента. Он производит артикуляционные движения при помощи механического воздействия. Пассивные движения осуществляются сериями по 3-5 штук.

Для пассивной гимнастики языка применяют следующие упражнения:

  • Выведение языка из ротовой полости вперёд;
  • Втягивание языка назад;
  • Поднимание языка вверх (к верхней губе);
  • Опускание языка вниз (к нижней губе);
  • Придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;
  • Боковые отведения языка (вправо и влево);
  • Лёгкие плавные покачивающие движения языка в стороны;
  • Приподнимание кончика языка к твёрдому нёбу.

Пассивная гимнастика губ проводится с помощью следующих упражнений:

  • Поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии и собирают верхнюю губу;
  • Нижнюю губу собирают тем же приёмом;
  • Собирают губы в трубочку («хоботок»), производя движение языком к средней линии;
  • Растягивают губы в «улыбку», фиксируя пальцами в углах рта;
  • Поднимают верхнюю губу;
  • Опускают нижнюю губу;
  • Смыкают губы для выработки кинестетического ощущения закрытого рта.

При помощи пассивной артикуляционной гимнастики создают различные уклады губ, необходимые для произнесения гласных звуков (о, а, у, ы, и, э).

Пассивная гимнастика под руководством старшего инструктора ЛФК Юсуповской больницы сопровождается зрительным контролем и речевой инструкцией («Твой язык сейчас внизу: посмотри в зеркало и почувствуй это положение»).

Артикуляционная гимнастика при дизартрии в картинках позволяет пациенту быстрее освоить методику упражнений.

Миогимнастика при дизартрии

Метод миокоррекции, направленный на укрепление мышц при исправлении зубочелюстных аномалий, в течение длительного времени активно применяется ортодонтами.

Сегодня миокоррекционные упражнения взяли на вооружение и логопеды, поскольку всё чаще фиксируется сложная структура речевых дефектов, которая требует междисциплинарных подходов для устранения нарушений. Традиционный комплекс артикуляционной гимнастики может оказаться неэффективным.

Реабилитологи Юсуповской больницы применяют дополнительные упражнения, которые целенаправленно воздействуют на восстановления функции определённых мышц.

Логопеды, работая над произносительной стороной речи, формируют следующие навыки:

  • Артикуляционный уклад звуков;
  • Просодические компоненты, правильный ритм, темп, внятность речи;
  • Достаточный речевой выдох.

Всё это требует хорошей мышечной динамики. В коррекционных занятиях по исправлению звукопроизношения выделяют следующие виды миогимнастических упражнений:

  • Для мимических мышц;
  • Для круговой мышцы рта;
  • Для мышц головы и шеи;
  • Для мышц языка;
  • На развитие физиологического и речевого дыхания;
  • На развитие кинестетической и кинетической организации артикуляционной моторики;
  • На правильную артикуляцию определённых звуков.

Равновесие мышц достигается миогимнастикой без использования вспомогательных средств и мышечной гимнастикой с помощью дополнительных приспособлений:

  • Активаторов для развития круговой мышцы рта;
  • Резиновых колец;
  • Вестибулярных пластин;
  • Миофункциональных трейнеров.

Миофункциональные трейнеры, разработанные ортодонтами, корректируют и предупреждают орофациальные нарушения. В логопедической практике их используют со следующей целью:

  • Для активизации кинестетических афферентаций, создания артикуляционной базы для шипящих, сонорных звуков;
  • Для улучшения подвижности языка, его тонуса, чувствительности и нормализации тонуса артикуляционных мышц, которые принимают участие в продуцировании всех фонем;
  • Для улучшения мышечного тонуса нижней губы, растягивания подъязычной связки и верхнегубной связки;
  • Для иннервации мягких тканей нёба, массажа альвеолярных отростков, тренировки жевательных и мимических мышц.

Для миогимнастики при дизартрии применяют вестибулярные пластинки с бусинкой. Бусинка является динамическим элементом, стимулирующим определённые зоны языка и нёба.

Щиток пластины располагается между губами и зубами, анатомически повторяя форму челюстей.

Логопед, в зависимости от поставленной задачи при коррекции звукопроизношения, опускает бусинку вверх или вниз, то есть, работает с мышцами кончика или корня языка, нёбом.

Артикуляционная гимнастика при стёртой дизартрии

Дети со стёртой дизартрией отстают в физическом развитии значительно больше, чем дети, страдающие функциональной дислалией (нарушением звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата). У детей со стёртой формой дизартрии врачи выявляют следующую неврологическую симптоматику:

  • Стёртые парезы (неполные параличи);
  • Гиперкинезы (избыточные насильственные двигательные акты, возникающие помимо воли пациента);
  • Нарушения мышечного тонуса в артикуляционных и мимических мышцах.

Нарушения нервно-психических значительно больше выявляется при лёгких формах дизартрии, чем при функциональной дислалии. Работа логопеда с пациентами, страдающими стёртой формой дизартрии, не ограничивается постановкой и исправлением дефектных звуков. Она имеет более широкий диапазон коррекции речи ребёнка в целом.

При стёртой форме дизартрии логопеды вводят в план коррекционной работы дополнительный подготовительный этап, который необходим для нормализации моторики и тонуса артикуляционного аппарата, развития просодики (интонационно-выразительной окраски речи).

Учитывая речевую и неречевую симптоматику дизартрии, детям со стёртой формой речевого расстройства проводится дифференцированный логопедический массаж для нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. Детям с повышенным тонусом и гиперкинезами проводят расслабляющий массаж.

Применяют следующие приёмы:

  • Похлопывание;
  • Поколачивание;
  • Лёгкую вибрацию;
  • Поглаживание не более 1,5 минут.

Все движения выполняют от периферии к центру: от висков к середине губ, носу, центру лба. Детям с пониженным тонусом делают укрепляющий массаж, который включает глубокое растирание, разминание, поглаживание с усилием до трёх минут. Все движения выполняются от центра лица в стороны: от середины губ к углам, ото лба к вискам, от середины языка к кончику, от носа к ушам.

Для нормализации моторики артикуляционного аппарата выполняют упражнения для жевательных мышц:

  • Открыть и закрыть рот;
  • Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд;
  • Надуть щёки и расслабить.

Пациенты выполняют движения нижней челюсти вбок, втягивают и расслабляют щёки, открывают рот с запрокидыванием головы назад, закрывают рот и держат голову прямо.

Гимнастика для произвольного напряжения и движения губ и щёк включает следующие упражнения:

  • Одновременное и попеременное надувание обеих щёк;
  • Втягивание щёк в ротовую полость;
  • Вытягивание вперёд «хоботком» сомкнутых губ, а затем возврат их в нормальное положение.

Пациентам предлагают сделать «оскал» – растянуть губы в стороны, плотно прижать к дёснам, обнажить оба ряда зубов, втянуть губы в ротовую полость при раскрытых челюстях, поднять только верхнюю губу, обнажив верхние зубы, оттянуть нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». Логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи. Он на первых порах во время занятий больше говорит сам.

В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведён к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Постепенно речевой материал усложняется.

Когда речь начинает улучшаться, появляются ритмичные фразы различной длины.

Для развития правильного речевого дыхания логопеды применяют следующие методики:

  • Специальные игры-упражнения (игру на дудочках, сдувание мелких предметов, надувание мыльных пузырей);
  • Фонетическую ритмику;
  • Голосовые упражнения.

Для формирования просодической стороны речи применяются упражнения по развитию ритма, освоению ритмики слова. Пациентов знакомят с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией, формируют интонационную выразительность в экспрессивной речи.

Сенсорные нарушения преодолевают, развивая пространственно-временные представления, выполняя упражнения по развитию осязания.

Для того чтобы пройти курс артикуляционной, дыхательной, пассивной и пассивно-активной гимнастики при дизартрии, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

Врач-невролог, доктор медицинских наук

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • Бадалян Л. О. Невропатология. — М.: Просвещение, 1982. — С.307—308.
  • Боголюбов, Медицинская реабилитация (руководство, в 3 томах). // Москва — Пермь. — 1998.
  • Попов С. Н. Физическая реабилитация. 2005. — С.608.

*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.

Скачать прайс на услуги

Источник: https://yusupovs.com/articles/neurology/artikulyatsionnaya-gimnastika-pri-dizartrii/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector