Особенности невротической формы заикания

Особенности невротической формы заикания

Неврологическое заикание представляет собой нарушение плавности произношения. Обуславливается негативными эмоциональными и психологическими факторами. Отличительной особенностью данной формы заикания считается недостаточная интенсивность проявления, обусловленная окружающей обстановкой и состоянием нервной деятельности больного, волнообразные и возобновляющиеся течения, присутствие дополнительных симптомов.

Диагностика базируется на выявлении психологической травмы, исключении различных органических расстройств, воздействующих на речевой аппарат. Терапия заикания производится логопедическим или неврологическим методом воздействия, иногда подключаются психотерапевты.

Невротическая форма расстройства

Такая патология обуславливается психологическими факторами, возникают проблемы с речью, меняется ритмика. Аналогично другим разновидностям заикания патология имеет взаимосвязь с коническими, нечистыми аномальными сокращениями мышечных тканей.

Функциональные особенности невротического заикания и взаимодействия с травмирующими психику обстоятельствами дает возможность относить этот вид патологии к категории неврозов. Поэтому невротическое заикание характеризуется врачами, как логоневроз.

Чаще всего патология проявляется в детском возрасте. По некоторым сведениям кратковременное замыкание отключается у 4 малышей из 100. Примерно в возрасте от 4 до 5 лет такая проблема возникает чаще всего.

Во сколько именно в это время у малышей активно развивается речевой аппарат.  Неврозоподобное заикание проявляется в разном возрасте, может выявляться у взрослых пациентов.

У представителей мужского пола эта проблема проявляется намного чаще.

Особенности невротической формы заикания

Причины

Основной причиной возникновения невротического заикания считается травма психики или постоянные нервные переживания.

В первом примере заикание проявляется кратковременно, часто его признаки достигают существенной выраженности, наблюдается даже переходящий мутизм.

Когда расстройство развивается в хронической форме, речевая дисфункция закрепляется, могут присоединяться другие невротические патологии, если психологический травмирующий фактор воздействует на нервную систему неизменно.

У малышей примерно 60% случаев заболевания припадают на воздействие неблагоприятной речевой обстановки в окружении среди семьи. К таким факторам относятся попытки родителей стимулировать развитие речи малыша, слишком много требовать, перегружать. Люди могут разговаривать на разных языках, резко увеличивать требования к речевым возможностям детей.

Особенности невротической формы заикания

Иногда заикание может проявляться у малыша, если он подражает взрослому человеку с дефектом речи. Так проблема передается по принципу невротической фиксации.

Классификация заикания

В семидесятые годы врачи определили две разновидности заикания:

  • Невротическое.
  • Неврозоподобное.

Расстройства могут различаться по этиологии и патогенезу.

Неврозоподобное заикание возникает из-за органического воздействия на нервную систему, проявляется медленно, без отчетливых причин, поражает малышей от 3 до 5 лет.

Это может стать следствием токсикоза у матери, есть угроза выкидыша, возникновения кислородного голодания у развивающегося плода, наблюдается действие других наследственных факторов.

Невротическая разновидность возникает у малышей без проблемы с внутриутробным развитием. Дети развиваются в соответствии с нормальными ритмами роста организма.

Болезнь проявляется в раннем возрасте, когда интенсивно начинают проявляться процессы мышления, ребенок энергичнее познает мир, поэтому его речевая функция усложняется.

В кратчайшие сроки малыши усваивают большое количество новых слов и понятий, их произношение становится более сложным, используются продолжительные речевые обороты, словарный запас расширяются.

Особенности невротической формы заикания

Темп речи может быть ускорен, малыш пытается говорить быстрее, захлебывается словами, произношение недостаточно внятное, некоторые слоги заглатываются. Психика отличается лабильностью. Наблюдается высокий уровень впечатлительности, робость, застенчивость. Таких детей часто что-то тревожит. Заикание слишком острое, внезапное.

Процесс обуславливается психологической травмой, каким-то событием, подвергшим ребенка шоковому состоянию. Это может быть сложное заболевание, гибель кого-то из родных, испуг, иногда меняются обычные стереотипы поведения. На детей может воздействовать продолжительный психотравмирующий фактор, ошибки родителей при воспитании, постоянные конфликты в семье.

В подобных ситуациях нужно постараться наладить взаимодействие с малышом, добиться того, чтобы он успокоился, обеспечить любвеобильную, дружелюбную, бесконфликтную обстановку, создать у малыша чувство безопасности.

В семье необходимо стабилизировать психологический климат. Родителям придется в кратчайшие сроки обратиться к логопеду, помогающему в решении подобных проблем.

Медикаментозный способ терапии заикания зачастую не приносит желаемых результатов.

Особенности невротической формы заикания

Проблемы с произношением, как и другие виды патологии, требуют правильной диагностики, своевременного лечения. Для этого принимаются во внимание сведения из анамнеза в медицинской книжке малыша, проводится дифференциальный анализ с применением различных приспособлений. Диагностика выполняется логопедом, неврологом, иногда может работать психолог.

При обследовании малышей выявляются воздействие психологической травмы, полученной ранее. Изучаются особенности речи малыша, плавность, ритмичность. Выполняется неврологическая оценка, которая требуется для устранения органического генеза.

Диагностика

По симптомам неврозоподобное заикание напоминает тахикардию. Поэтому нужно проводить дифференциальную диагностику. Есть ситуации, когда проблемы с речью обусловлены органическим заболеванием.

Диагностировать нужно патологии ЦНС, с принятием во внимание анамнеза, в котором присутствуют повреждения, приобретенные в течение жизненного периода или после родов. Чтобы выяснить причины заикания, можно пользоваться инструментами или оборудованием:

  • МРТ.
  • Компьютерная томография.
  • УЗИ сосудов головы.
  • Электроэнцефалография.

Особенности невротической формы заикания

Такие способы диагностики с повышенной вероятностью помогают выявить ишемическое или геморрагическое кровоизлияние, новообразования, аутоиммунные расстройства.

Логоневроз удается отличить от тахикардии, которая отличается ускоренным произношением, паузами, заиканием и ошибками в формировании предложений. Указанные признаки не имеют отношения к судорогам, возникающим в мышцах артикулярного аппарата. Такие патологии имеют функциональный характер, поэтому главное отличие заключается в клинической картине.

Логоневроз с учетом развития тахикардии имеет свои особенности.

Пациент не понимает, что с ним что-то не так, произношение улучшается, когда читается знакомая надпись в ненапряженной обстановке.

Симптомы ухудшаются при ответах, о которых нужно подумать, дать точную информацию. Иногда проблемы с речью возникают при эмоциональном напряжении, если сосредоточиться на какой-то проблеме.

Лечение

Терапия заболевания зачастую проводится комплексно, требует усилий логопеда, невропатолога. Проводятся различные занятия для улучшения речи. Будет трудно получить результат, если на ребенка продолжает оказываться травмирующее воздействие. Для устранения отношения пациента к подобным обстоятельствам и исключения психотравмирующего воздействия выполняются:

  • Психокоррекция.
  • Улица анализы.
  • Терапия.

Особенности невротической формы заикания

  • Разные тренинги.
  • Художественная терапия.
  • Если логоневроз развиваются из-за конфликтной обстановки в семье, желательно заняться психотерапией, проконсультироваться у врача. У малышей немаловажное значение имеет так называемая положительная речевая атмосфера, обеспечивающая спокойное произношение.

Особенности невротической формы заикания

  • Доброжелательное отношение окружающих.

Неврологическая поддержка требуется для выбора и регулирования медикаментозной терапии.  С учетом основных признаков болезни можно употреблять такие препараты:

  • Антидепрессанты.
  • Нейролептики.
  • Транквилизаторы.
  • Иногда применяется электросон и другие способы проведения рефлексотерапии.

Особенности невротической формы заикания

Совместно с общепринятыми способами устранения логоневроза применяются разнообразные авторские методы. К ним относятся разработанные разными учетами методики социальной реабилитации, дыхательная гимнастика. В самых сложных ситуациях используется гипноз.

Симптоматика

Отличительной особенностью неврологической разновидности заикания считается неравномерность проявления речевой дисфункции.

У одних и тех же детей выраженность симптомов отличается в разное время, никогда нельзя сказать точно, в какой ситуации и продуктивность речевого контакта будет минимальная.

Зачастую в привычной для пациента обстановке среди близких родственников болезнь проявляется незначительно, человек заикается слегка.

Интенсивность симптомов усугубляется при нервозности, психологическом напряжении, возникновении чувства ответственности или повышенной значимости того или иного процесса. Все пациенты, у которых диагностировали логоневроз, утверждают, что симптомы быстро усиливаются, когда нужно разговаривать с незнакомым человеком, выступать перед множеством людей.

Источник: https://kvd9spb.ru/nevrologiya/nevroticheskoe-zaikanie-prichiny-simptomy-lechenie

Виды заикания. Чем отличается невротическое заикание от неврозоподобного?

Особенности невротической формы заикания

Заикание не зря считается чрезвычайно сложным и многогранным заболеванием. Очень тяжело выявить причины его возникновения. Трудно спрогнозировать результаты лечения. А проявления заикания настолько разнообразны, что, иногда, врачу приходится пол-листа исписать, чтобы сформулировать диагноз маленькому пациенту с жалобами на запинки в речи. Это и не удивительно. Ведь, когда доктор ставит ребенку диагноз – заикание, он учитывает:

• происхождение заболевания; • тип, форму и место локализации судорог; • степень выраженности нарушений темпо-ритмической организации речи. Из предыдущего поста — «Что такое заикание?» — вы узнали, как классифицируется заикание. Теперь же мы более подробно рассмотрим, от чего зависит эта классификация. И первый фактор, влияющий на постановку диагноза – это происхождение заболевания, или, еще можно сказать, причины возникновения заикания. У врачей формулировка эта звучит так: виды заикания в зависимости от этиологии заболевания.

Какие бывают виды заикания?

1. Невротическое заикание (логоневроз).

2. Неврозоподобное или органическое заикание.

Давайте рассмотрим каждый вид заикания, тогда вам легче будет понять, чем логоневроз отличается от органического заикания.

Особенности невротической формы заикания

Логоневроз или невротическое заикание – это заикание, при котором у ребенка, практически, отсутствуют ярко выраженные нарушения со стороны невралгии. Исследования головного мозга не выявляют значимых отклонений в его функционировании. Речевое и моторное развитие – нормальное или раннее.

При логоневрозе малыш может совсем не заикаться в спокойной обстановке, но, в том случае, если он начинает волноваться, заикание усиливается. Часто наблюдается проявление логофобии (боязни говорить), а также избегающего поведения. Все эти симптомы очень похожи на проявления невроза. Поэтому такой вид заикания и стали называть логоневрозом. Невротическому заиканию свойственна сезонность.

Как и у всех хронических заболеваний, обострения, зачастую, случаются осенью и весной.

Чаще всего заикание дает о себе знать в период активного становления речи, а именно в 2-3 года.

В возрасте же 4-6 лет, когда у ребенка развивается фразовая речь, расширяется кругозор и, соответственно, обогащается словарный запас, у некоторых деток артикуляционный аппарат и головной мозг подвергаются повышенной нагрузке, к которой они, по сути, еще не готовы. И достаточно, как говорится, искры, чтобы вся система дала сбой. В роли искры здесь может выступить любое сильное переживание или стресс.

Кратковременное заикание в период активного формирования мышления наблюдается у 4% детей в возрасте от 2 до 4 лет. Его так и называют – «заикание развития». У 1% деток заикание стойкое. И связано оно, обычно, с психологическими факторами.

Особенности невротической формы заикания

В каждом отдельном случае совокупность этих факторов своя:

Кто-то из родителей перестарался с обучением. Так сказать, форсировал события. А детская психика оказалась к такому объему информации еще не готовой.

Кто-то сильно опекает своего малыша и не дает ему почувствовать себя значимым и самостоятельным членом общества.

Один ребенок боится ходить в детский сад, потому, что его там кто-то обижает.

А другой – испугался собаки или кого-нибудь из мультяшных героев. Да-да! Мамы-папы, обратите на это свое особое внимание! Ведь не все родители контролируют, что смотрят их дети. А герои современных мультфильмов, иногда, бывают гораздо страшнее любой собаки.

Именно, учитывая возможность возникновения подобных обстоятельств, так важно, если вы заметили первые симптомы заикания у вашего малыша, обратиться не только к невропатологу и психиатру, но и к психологу.

Чаще всего, назвать одну единственную причину, приведшую к тому, что ваш ребенок заболел логоневрозом, просто невозможно. Это целая причинно-следственная цепочка, которая может начинаться с генетических и наследственных заболеваний, прослеживаться во время беременности и родов, и заканчиваться ослаблением детского организма частыми простудными заболеваниями и нестабильным морально-психологическим состоянием.
Особенности невротической формы заикания
Одно, в случае с невротическим заиканием, можно сказать определенно. Побороть его – вполне реально. И это в ваших силах. Укрепляйте иммунную и нервную системы ребенка, активно занимайтесь с логопедом, выполняйте все рекомендации психиатра и психолога. И результаты вы увидите совсем скоро. С органическим или неврозоподобным заиканием ситуация обстоит совсем по-другому. И сложность этой ситуации заключается вот в чем.[/align]

Читайте также:  Можно ли греть грыжу поясничного отдела позвоночника

Что такое неврозоподобное или органическое заикание?

Неврозоподобное заикание – это, обычно, следствие выраженной неврологической патологии. ЭЭГ, в таких случаях, выявляет отклонения в функционировании головного мозга. То есть, причины заикания – физиологические. У таких деток наблюдается нарушения моторики, что отражается и на артикуляции. Они поздно начинают говорить.

Характер заикания у них не меняется, в зависимости от эмоционального состояния, смены ситуаций или сезонов. Органическое заикание часто сопровождается нервными тиками, навязчивыми движениями и выраженной судорожностью речи.

Методики лечения неврозоподобного заикания включают в себя не только комплекс терапевтических мероприятий по коррекции заикания, но и меры по борьбе с патологией, ставшей его причиной.

Органическое заикание проявляется, как правило, у детей на 3-4 году жизни. Оно усиливается постепенно. В отличие от логоневроза, характеризуется постоянностью симтоматики. Детки с неврозоподобным заиканием беспокойны, непоседливы и суетливы.

Они отличаются моторной неловкостью и плохой координацией движений. У них наблюдается нарушение произношения многих букв. Сложности с фонематическим слухом, да и с музыкальным тоже.

Опять же, как и в случае с логоневрозом, здесь четко прослеживается причинно-следственная связь между наследственностью, тяжелой беременностью и родами и возникновением заболевания.

Особенности невротической формы заикания

Хотелось бы еще отметить, что деление заикания на невротическое и неврозоподобное, весьма и весьма условно. Очень редко можно встретить ребенка с логоневрозом, не страдающего каким-нибудь расстройством соматического характера. И наоборот.

Так что, не стоит удивляться, если вы обнаружите, что методики лечения разных видов заикания очень похожи, если не сказать – совершенно идентичны.

В связи со сложностью самого заболевания в целом, и его диагностирования, в частности, комплексы борьбы с заиканием, в большинстве своем, универсальны.

Что касается классификации заикания в зависимости от его этиологии, то, я надеюсь, вы поняли, чем отличается логоневроз от неврозоподобного заикания. Если же что-то неясно, задавайте вопросы в х.

Будем разбираться вместе. А в следующем посте мы с вами продолжим знакомство с классификацией заикания, и узнаем, каким оно бывает по типу, форме, и месту локализации[/url] судорог артикуляционного аппарата.

Фотографии взяты из 123RF Stock Photos

43589 просмотров

Источник: http://www.detsko.com/blogs/moi-rebenok-zaikaetsja-chto-delat/vidy-zaikanija-chem-otlichaetsja-nevroticheskoe-zaikanie-ot-nevrozopodobnogo.html

Логоневроз (невротическое заикание, речевой невроз): лечение, симптомы и причины — Psy Knowledge

Особенности невротической формы заикания

Невротическое заикание — носящее функциональный характер расстройство плавности и ритма речи, связанное с неблагополучными психо-эмоциональными факторами.

Отличительными чертами этой формы заикания является изменение интенсивности проявлений в зависимости от окружающей пациента обстановки и его психологического состояния, волнообразное или рецидивирующее течение, наличие сопутствующих вегетосоматических или невротических расстройств.

Диагностика основана на наличии в анамнезе указаний на психотравму, исключении органических причин возникновения заикания, исследовании речевой функции. Лечится невротическое заикание средствами логопедии, неврологии, медицинской психологии и психотерапии.

Невротическое заикание — психологически обусловленная форма нарушения речи, выражающаяся в изменении ее ритма, появлении запинок и повторов.

Как и другие виды заикания, она связана с тоническими и тоникоклоническими судорогами в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре.

Функциональный характер невротического заикания и его тесная связь с психотравмирующей ситуацией позволяют относить его к группе неврозов, или невротических состояний. В связи с этим невротическое заикание в неврологии и логопедии получило второе название — логоневроз.

Наиболее часто логоневроз манифестирует в детском возрасте. По некоторым данным кратковременное заикание отмечается у 4 детей из 100.

Наиболее подвержены заиканию дети 4-5 лет, поскольку в этот период происходит активное развитие речевой функции.

Однако появление невротического заикания возможно практически в любом возрасте: и в период формирования речи (2-3 года), и у взрослых людей. У мальчиков и мужчин заикание наблюдается чаще, чем у девочек и женщин.

Этиология и патогенез невротического заикания

Ведущей причиной появления логоневроза является психотравмирующая ситуация. Это может быть острая психическая травма (сильный испуг или другое внезапное потрясение, приступ гнева) или хронический стресс (разлука с близкими, семейный конфликт, неприятности на работе).

В первом случае невротическое заикание может носить кратковременный характер, хотя зачастую его симптомы достигают значительной выраженности, вплоть до преходящего мутизма (особенно у детей).

При хроническом течении психотравмирующей ситуации происходит закрепление патологии речи, возможно присоединение других невротических расстройств.

У детей около 60% случаев заболевания связаны с неблагоприятным речевым климатом в семье.

Сюда относят попытки родных форсировать речевое развитие ребенка, чрезмерную требовательность к речи, информационную перегруженность, двуязычие в семье, резкое повышение требований к речевым способностям ребенка и т. п.

У отдельных детей невротическое заикание может сформироваться при подражании речи заикающегося человека, если такой находится в их близком окружении. В таких случаях заикание закрепляется по типу невротической фиксации.

Определенную роль в возникновении невротической формы заикания играет наследственная предрасположенность. Она может состоять в генетически детерминированной функциональной недостаточности аппарата, обеспечивающего речевую моторику.

Патогенез логоневрозов недостаточно изучен.

В острых стрессовых ситуациях невротическое заикание предположительно развивается за счет возникновения устойчивой патологической условно-рефлекторной связи, а его закреплению способствует формирование моторного автоматизма.

При развитии заикания в возрасте 2-4 лет можно предполагать в его основе патологическую фиксацию естественных запинок в речи, типичных для периода становления речевой функции.

Симптомы невротического заикания

Отличительной чертой невротической формы заикания является неравномерность интенсивности нарушений речи. У одного и того же пациента выраженность заикания может варьировать от практически незатрудненной речи до настолько сильного заикания, что речевой контакт становиться непродуктивным.

Обычно в привычной для больного обстановке, среди близких ему людей (друзей, родных) невротическое заикание мало проявлено и может быть даже незаметно. Интенсивность заикания значительно усиливается при волнении и эмоциональном напряжении, при осознании своей ответственности или высокой значимости происходящего разговора.

Все пациенты с логоневрозом отмечают резкое усиление симптомов заикания при необходимости говорить с незнакомыми людьми или выступать перед аудиторией.

Из-за дефекта речи больной начинает стесняться говорить с посторонними людьми, отказывается от выступлений на планерках и конференциях. Страдающие логоневрозом дети младшего возраста не хотят участвовать в проводимых в садике утренниках, школьники при необходимости устно отвечать урок предпочитают молчать.

Наиболее выражена логофобия у подростков, она может привести к нарушению усвоения учебной программы и полной школьной дезадаптации.

Появление заикания невротической формы может иметь различный характер. При острой психотравме заикание возникает как острая невротическая реакция, развивающееся после выхода из аффективно-шокового состояния. Хроническая психотравмирующая ситуация, в т. ч.

и неблагоприятный речевой климат, как правило, приводит к появлению преневротических изменений с отдельными эпизодами запинок в речи.

Затем может происходить либо постепенное уменьшение и исчезновение заикания, либо его закрепление в качестве патологического речевого автоматизма.

При фиксации невротическое заикание зачастую сопровождается иными невротическими состояниями: астенией, нарушением сна, депрессивным неврозом, неврастенией, фобиями, истерией, ипохондрией, энурезом и пр.

Возможны вегетативные нарушения, укладывающиеся в клинику вегето-сосудистой дистонии. Особенно подвержены невротическим и соматовегетативным расстройствам подростки.

Длительное течение и неблагоприятная динамика заикания у них может спровоцировать невротическое развитие личности.

Невротическое заикание может иметь рецидивирующее или волнообразное течение с периодами усугубления нарушений речи в периоды повышенной психо-эмоциональной нагрузки (в начале учебного года, во время экзаменов, сдачи отчетов и т. п.).

Усиление симптомов заикания происходит в пубертатном возрасте. В постпубертате обычно наблюдается сглаживание интенсивности заикания, возможно его полное исчезновение.

У взрослого, перенесшего в детстве логоневроз, при возникновении стрессовой ситуации невротическое заикание может развиться снова.

Диагностика и дифференциальная диагностика

Диагностика логоневроза проводиться при участии логопеда и невролога. Немаловажное значение имеет выявление в анамнезе пациента острой или хронической стрессовой ситуации.

Диагностическое обследование речи определяет нарушение ее темпа, ритма и плавности, наличие запинок, растягивания отдельных звуков, повторов слогов. Неврологический осмотр не выявляет существенных отклонений в неврологическом статусе.

Возможно некоторое оживление рефлексов, наличие признаков вегетативной дисфункции.

Необходимо дифференцировать невротическое заикание от неврозоподобного. Последнее возникает вследствие ЧМТ или различных заболеваний ЦНС (ишемического инсульта, внутримозговой опухоли, гидроцефалии, перенесенного энцефалита), постепенно прогрессирует, не сопровождается логофобией и попытками пациента скрыть дефект речи.

Как правило, при неврозоподобной форме заикания наблюдаются органические изменения личности: затрудненная переключаемость, преимущественно эйфорическое настроение, инертность. Для полного исключения органической природы заикания следует провести дополнительные исследования: ЭЭГ, Эхо-ЭГ, РЭГ, МРТ или КТ головного мозга.

Следует дифференцировать логоневроз и так называемое спотыкание.

Последнее является следствием перенесенной ранней органической церебральной патологии и включает смазанность речи из-за расстройства артикуляции, нарушения ритма и скорости речи (захлебывающаяся речь, тахилалия), монотонную речь, перестановку смысловых ударений, затрудненный подбор слов и пр. Невротическое заикание может быть сопутствующим расстройством при некоторых психических болезнях (шизофрении, олигофрении, психопатии). В таких случаях пациенту назначается консультация психиатра.

Лечение невротического заикания

Терапия логоневроза обычно имеет комплексный характер и проводится совместными усилиями логопеда, невролога, психолога и психотерапевта. Осуществляются регулярные логопедические занятия по коррекции заикания. Однако они могут не дать эффекта при продолжающемся воздействии писхотравмирующей ситуации.

С целью изменить отношение пациента к подобной ситуации и тем самым исключить ее психотравмирующее влияние проводятся: психокоррекция, сеансы психотерапии, психоанализ, психологические тренинги, арт-терапия и т. п. Если в основе логоневроза лежат проблемы в семье, то рекомендовано семейное консультирование и семейная психотерапия.

У детей особое значение имеет благоприятная речевая атмосфера: спокойный темп речи, понятные и доброжелательные высказывания окружающих людей.

Неврологическая помощь необходима для подбора и коррекции медикаментозной терапии, направленной на купирование симптомов логоневроза и сопутствующих невротических расстройств. В зависимости от ведущих симптомов заболевания она может включать седативные средства, антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики. Возможно использование электросна и различных методов рефлексотерапии.

Наряду с общепринятыми подходами к лечению логоневроза существует большое количество авторских методик. К ним относятся созданная Ю. Б. Некрасовой методика социореабилитации, разработанный Л. З. Арутюнян метод устойчивой нормализации речи, методика, основанная на дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой и др. Применяется также БОС-терапия, в сложных случаях прибегают к гипнотерапии.

Читайте также:  Акустико-мнестическая афазия: что это, признаки и лечение

Источник:

Как вылечить логоневроз

Особенности невротической формы заикания

Логоневроз считается одной из форм заикания, появление которого обусловлено неврозом. Поэтому проявления этого заболевания непостоянны, и сопровождаются обычно другими нарушениями невротического характера.

Источник: https://psyhologvsochi.ru/lechenie/logonevroz-nevroticheskoe-zaikanie-rechevoj-nevroz-lechenie-simptomy-i-prichiny.html

Заикание у детей: причины и лечение логоневроза в домашних условиях и профессиональное

Принято выделять четыре фазы развития заикания в детском возрасте:

  • I-фаза: для первой фазы характерны небольшие запинки в размеренной плавной речи, незначительное заикание, как правило, в первых словах предложений. Ребенок никак не реагирует на трудности в произношение, боязнь общения отсутствует;
  • II-фаза: количество периодов запинания в плавной речи увеличивается, приобретает хронический характер. Заикание проявляется при быстрой речи, в многосложных словах. Ребенок осознают нарушения в устной речи, но не относит себя к заикающимся людям;
  • III-фаза: на данной фазе происходит закрепление судорожного синдрома, заикание происходит при произношении определенных звуков либо слов. Логофобия отсутствует, однако, ребенок пытается заменить «проблемные» звуки и слова другими;
  • IV- фаза: ребенок остро реагирует на реакцию окружающих на его патологию речи, развивается боязнь говорить, ребенок старается избегать речевых ситуаций.

Логоневроз – это форма заикания, возникающая на фоне психоэмоционального состояния больного. Учитывая, что наиболее часто данное заболевание встречается в возрастной категории от 3 до 8 лет, причем в большинстве случаев у мальчиков, особую роль для дальнейшей нормальной жизнедеятельности занимает своевременное и эффективное лечение логоневроза у детей.

Невротическое заикание носит непостоянный характер. Наиболее ярко проявляется при стрессовых ситуациях, каких-либо волнений, переживаний, в том числе и положительного характера.

Логоневроз как у детей, так и у взрослых проявляется в нарушение речи, выражающееся в повторение звуков, слогов, слов, а также остановками, не громкостью (нерешительностью) в голосе. Это мешает им общаться, еще больше усугубляя состояние больного.

Данный диагноз ставится, только если нарушение речи регулярные, ярко выраженные.

В большинстве случаев логоневроз развивается еще в детском, либо в подростковом возрасте. Совокупность причин, которые привели к его возникновению, очень индивидуальна. Специалисты выделяют как неврологические, так и генетические факторы.

К предпосылкам возникновения логоневроза можно отнести:

  • детский возрастной период от 2 до 6 лет, когда происходит бурное накопление словарного запаса;
  • наоборот, уже имеющиеся другие речевые нарушения (задержка развития речи, общее недоразвитие речи, алалия, дислалия, ринолалия и другие);
  • определенные свойства нервной системы (впечатлительность, ранимость, повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность);
  • патологическое воспитание, нарушение семейных ролей;
  • заикающиеся родители, и свойственные им характерологические черты;
  • подростковый возраст (15-17 лет), когда стрессовая нагрузка ребенка увеличивается в связи с потребностью отстаивать свою социальную значимость, а также в связи с гормональными изменениями в организме;
  • инфекционное поражение ЦНС;
  • детский церебральный паралич (иногда логоневроз проявляется при ДЦП как сопутствующее заболевание);
  • эндокринные нарушения.

При наличии одного или нескольких указанных факторов, заболевание может возникнуть в условиях острого стресса (конфликт в семье, резкий испуг, и.т.д.). Логоневроз у взрослых возникает намного реже, чем в детском возрасте, но тоже может быть спровоцирован психотравмирующей ситуацией.

Лечение логоневроза нужно начинать как можно раньше, пока соответствующая симптоматика не успела закрепиться.

Особенности невротической формы заикания

Логоневроз у детей подразумевает комплексную терапию, и обязательно работу с семейным и детским психологом, который поможет семье выработать гармоничный стиль воспитания, создать комфортный психологический микроклимат в семье.

Ни один из существующих на сегодня методов не дает полной гарантии выздоровления пациента.

Следует отметить, что причины и симптомы болезни могут быть индивидуальными, что также оказывает влияние на эффективность применяемых способов.

Обычно явление возникает в 2-5 лет, когда ребенок начинает разрабатывать свои первые коммуникативные навыки. Риск заикания у мальчиков в 2 раза выше, чем у девочек.

Хотя точные механизмы логоневроза неизвестны, существует 3 его основных типа: возрастной, неврологический и психогенный. Возрастное заикание начинается в процессе обучения ребенка говорить. Неврологическое расстройство возникает в результате инсульта, травмы головы или повреждения головного мозга. Явление психогенного характера связывается с отклонениями психики и нервной системы.

Способ лечения подбирается в соответствии с возрастом пациента, целями оздоровления и другими факторами. Для очень маленьких детей существует возможность ранней терапии, которая вероятнее всего поможет избежать проявления симптомов расстройства в дальнейшем. В процессе лечения важно проходить консультацию с логопедом.

Желательно, чтобы родители принимали непосредственное участие в развитии навыков правильной речи, выполняя все поручения специалиста. Создание среды, которая будет давать ребенку возможность практиковать свои навыки, психологическая поддержка малыша являются основными вспомогательными методами, которые помогут вылечить логоневроз.

Сама терапия может заключаться в постановке правильного дыхания, произнесения слов, уменьшения скорости говорения.

Следует заметить, что медицинские препараты, которые способны уменьшить симптомы заикания, отсутствуют или еще не были одобрены.

Исследования показывают, что существующие лекарства являются крайне неэффективными и не могут быть использованы при лечении расстройства. Некоторым пациентам выписываются антидепрессанты, противоэпилептические и успокоительные средства.

Около 65% детей дошкольного возраста выздоравливают в течение 2 лет после проявления логоневроза. Используемые логопедами методы дают возможность детям достичь нормальной речи уже в подростковом возрасте.

При начале лечения в значительно позднем возрасте (примерно после 5 лет заикания) выздоровление протекает очень медленно и только 18% людей избавляются от недуга впоследствии.

Однако даже у взрослых людей существует шанс сделать расстройство практически незаметным для окружающих.

В повседневной жизни логоневроз называют заиканием. Заикание характеризуется нарушением плавности речи, присутствуют заминки или задержки при произношении слов, затягивается произношение некоторых звуков. Эти неприятные моменты обусловлены судорогами мышц, которые принимают участие в произношении.Обычно заикание развивается во время формирование речи, в возрасте от трех лет.

Особенности невротической формы заикания

  • Медицина выделяет две главные формы заболевания – тоническую и клоническую.
  • Тонической форме заикания характерны небольшие паузы во время произношения слов или предложений, растяжка звука.
  • При клонической форме характерно повторение произносимых слов, слогов или звуков.

Заболевание неприятно тем, что человек постоянно находится в напряжении, испытывает страх перед своей речью, возможен нервный тик. возникновение непроизвольных гримас на лице.

Логоневроз увеличивает свое проявление в несколько раз, когда человек нервничает, испытывает эмоциональную нагрузку.

Поэтому на протяжении всего сражения с этим заболеванием, нужно чтобы больной находился постоянно в эмоциональном равновесии, необходимо избегать конфликтов и других прочих ситуаций, которые могут повлечь нагрузку на психику больного.

Заикание (логоневроз) у детей появляется из-за напряжения или судороги в речевом аппарате, которые способствуют запинанию, растяжке и повтору слов. Плавность речи нарушается.

Источник: https://fotonamolotok.ru/simptomy/prichiny-logonevroza-metody-lecheniya-nevroticheskogo-zaikaniya/

Логоневроз (заикание)

Логоневроз (заикание) — нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленная судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Начало этого расстройства речи попадает обычно на период интенсивного формирования речевой функции, т.е. 2 — 6-летний возраст детей.

Заикание, начавшееся у детей дошкольном возрасте, рассматривается в литературе как самостоятельная речевая патология, в отличии от так называемого симптоматического заикания или «вторичного», которая наблюдается при различных заболеваниях головного мозга органического гинеза или ряда нервно-психических расстройств.

Психологические особенности заикающихся

Особенности невротической формы заикания

В 19в. в работах многих учёных, занимающихся заиканием, имеются ссылки на психологические особенности заикающихся. Учёные отмечают преобладание психической сферы над другими, говоря о причинах заикания, отмечают слабость воли, упадок духа и смущение (Меркель), преобладание недостатка именно воли как причины заикания (Винекен), влияние душевных волнений на состояние заикающихся и на само заикание (Беккерель, Отто, Безель, Шранк, Диффенбах, Блюме, Коломба, Коэн, Лагузен). Суммируя эти взгляды и, высказывая своё мнение, Сикорский И. А. выделяет такие особенности психики заикающихся, как:

  1. робость и смущение в присутствии людей;
  2. чрезмерная впечатлительность;
  3. яркость фантазий, усиливающая заикание;
  4. относительная слабость воли;
  5. разнообразные психологические уловки для устранения или снижения заикания;
  6. боязнь говорить в присутствии определённых людей или в обществе.

Большое значение в освещении практической помощи заикающимся того времени имеет история болезни заикающегося мальчика, в которой Сикорский И. А.

тщательно и научно обоснованно даёт психологическую характеристику пациента, пытаясь дифференцировать его психологические особенности и помочь пациенту, используя их.

Эта история болезни не приводилась ни в одном из известных литературном источнике, хотя этот случай представляет собой пример учитывания психологических особенностей заикающихся и попытку связать их с практической помощью пациенту.

В 19 в. появилась точка зрения о преобладании влияния психологического аспекта над всеми другими аспектами, влияющими на заикание. Также учёные 19 века конкретизировали и обобщили психологические особенности заикающихся, особенно это относится к монографии Сикорского И. А.

В 20 в. количество исследований по психологическим особенностям заикающихся значительно возросло.

По сравнению с прошлыми веками, в исследованиях стало наблюдаться чёткое разделение заикающихся по возрастным группам и, в связи с этим, дифференцированный подход к ним. Учёные продолжили, и уточнили точку зрения авторов прошлого (Сикорский И. А.

) о том, что заикание чаще всего проявляется в раннем возрасте и психологические особенности заикающихся также видны уже в раннем возрасте (Гиляровский В. А.).

К началу 20 в. учёные пришли к пониманию того, что заикание — это сложное психофизиологическое расстройство (Либманн А., Неткачев Г. Д., Фрешельс Э., Гиляровский В. А.). К 30-м годам 20 в.

и в последующие 50-60-е годы механизм заикания и, соответственно, психологические особенности заикающихся многие учёные нашей страны и зарубежных стран стали рассматривать, опираясь на учение Павлова И. П. о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза (Флоренская Ю. А., Поваренский Ю. А., Гиляровский В. А., Хватцев М. Е.

, Тяпугин И. П., Лебединский М. С., Ляпидевский С. С., Поварин А. И., Динкин Н. И., Кочергина В. С., Зееман М., Совак М., Митронович-Моджеевска А., Беккер К-П.).

В 70-е г. в психиатрии были предложены клинические критерии для разграничения невротической и неврозоподобной форм заикания. Учёные стали рассматривать психологические особенности заикающихся в зависимости от клинических форм заикания (Асатиани М. Н., Драпкин Б. 3., Казаков В. Г., Белякова Л. И.).

Также к концу 20 в. появились работы, которые с точки зрения не одной науки, а нескольких наук (психология, педагогика, медицина) тщательно исследуют психологические особенности заикающихся (Селиверстов В. И., Шкловский В. М.). Также появились работы, посвящённые частным вопросам психологических особенностей заикающихся (Волкова Г. А., Зайцева Л. А.)

Появление этих работ говорит о качественном изменении подхода к изучению психологических особенностей заикающихся, поскольку эти работы вобрали в себя большой опыт прошлых веков, систематизировали его и на основе этого, а также на основе использования сведений различных наук целостно представили, что такое психологические особенности заикающихся.

Читайте также:  Почему развивается анапластическая астроцитома

Типы заикания

  • Формально принято выделять две формы заикания: тоническую, при которой возникает пауза в речи, либо какой-то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов или слов.
  • Также выделяют смешанную форму заикания, при которой наблюдаются и тонические, и клонические судороги.
  • В другой классификации различают неврозоподобную и невротическую форму заикания.

Неврозоподобная форма заикания подразумевает выраженный неврологический дефект, в частности, нарушения моторики в целом и артикуляции в частности.

При этом возможно возникновение невротических реакций, но течение заикания мало зависит от них.

При невротической форме заикания типично нормальное, либо раннее речевое и моторное развитие. Запинки изначально возникают на фоне стресса, как однократного (испуг), так и хронического.

У таких пациентов отсутствуют выраженные неврологические нарушения, их ЭЭГ отражает более гармоничное функционирование мозга, чем в предыдущей группе.

При этом выраженность заикания крайне зависит от функционального состояния: эти люди зачастую почти чисто говорят в спокойной обстановке, но в случае стресса (публичное выступление, разговор с незнакомым человеком, внезапно заданный вопрос) не могут сказать ни слова из-за сильных речевых судорог.

Также отмечается сильная выраженность логофобии (страха речи) и избегающего поведения. В целом состояние этих больных соответствует критериям невроза, поэтому для невротической формы заикания чаще применяют термин «логоневроз», однако некоторые авторы используют его просто как синоним слова «заикание».

Признаки заикания

Заикание клонической формы сопровождается прерываниями речи, которые могут выражаться в повторении отдельных звуков, слогов или целых фраз, в неестественных растягиваниях звуков (при клонической форме заикания звуки, слоги повторяются, например: «м-м-м-м-м-м-м-м-м-мячик», «па-па-па-па-па-паровоз», при тонической форме заикания часто возникают паузы в речи, например: «м….ячик», «авт…обус»).

  1. Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью.
  2. При этом возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание.
  3. Часто при заикании наблюдаются разного рода фобии, например социофобия, связанная со страхом перед речью.

Причины возникновения заикания

Причины возникновения заикания точно не установлены. Предполагается, что возникновение заикания обусловливается совокупностью генетических и неврологических факторов. В любом случае, заикание сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожной готовности двигательных (моторных) нервных речевых центров, включая центр Брока.

Также есть вполне обоснованное мнение, что заикание возникает вследствие испуга в раннем возрасте у детей. Так к примеру многие заикающиеся утверждают, что дефект речи появился в раннем возрасте вследствие сильного испуга. У взрослых людей заикание может появиться вследствие контузии, такое заикание может пройти со временем.

Любое отклонение от нормативного развития речи способно привести к возникновению заикания: раннее речевое развитие с бурным накоплением словарного запаса; или, наоборот, задержка психоречевого развития, алалия, общее недоразвитие речи, характеризующиеся низким объёмом знаний и представлений о мире, малым словарным запасом; стертая форма дизартрии, дислалия, ринолалия.

Возникновению и закреплению заикания у детей способствуют патологическое воспитание, нарушение семейных ролей и функциональности семьи в целом, а также характерологические черты родителей заикающихся. Заикание зачастую возникает после перенесенных инфекционных заболеваний и может быть сопутствующим диагнозом при заболеваниях центральной нервной системы, чаще всего ДЦП.

Механизм заикания

Источник: http://LogoPortal.ru/logonevroz-zaikanie.html

Причины невротического заикания

Невротическое заикание — это расстройство плавности и ритма речи, носящее функциональный характер и являющееся следствием тех или иных патологических психоэмоциональных процессов.

Оглавление:

Наиболее характерная черта данной формы заикания — это изменчивость симптоматики в зависимости от эмоционального состояния пациента и той обстановки, которая его окружает в определенный период времени.

Имеет рецидивирующее течение, носящее волнообразный характер.

В диагностике данного патологического состояния важную роль играет сбор анамнеза, в ходе которого стараются выявить наличие у пациента психологической травмы, спровоцировавшей начало болезненного состояния.

Свободная и плавная речь встречается не так уж часто. Почти все люди говорят прерывисто — растягивают слова, повторяют слова и междометия, тянут звуки. Если перерывы в речи составляют больше, чем 10%, то это называется логоневроз (или заикание). Он отличается от обычного прерывания речи по частоте, виду и продолжительности.

Заиканием принято считать нарушения темпа, ритма и плавности речи, вызванные судорогами и спазмами мышц речевого аппарата. Оно характеризуется частым непроизвольным повторением либо удлинением звуков или слогов, а также остановками и запинками в речи, что разрывает ее течение.

Логоневроз возникает у детей от 2 до 6 лет, у мальчиков он встречается гораздо чаще, чем у девочек. Он имеет психогенную природу, то есть вызывается психической травмой различного характера. Если не придать ему должного значения в детском возрасте, то при отсутствии лечения заикание может сохраниться на всю жизнь.

Согласно данным статистики, в РФ той или иной формой заикания страдают около 1,4% взрослых.

Виды заикания

В 70-х годах прошлого столетия были разработаны и выделены два клинических вида заикания — невротическое и неврозоподобное, различающиеся по этиологии и патогенезу.

Неврозоподобное заикание обусловлено органическим поражением центральной нервной системы, проявляется оно постепенно, без видимых причин, возникает у детей в возрасте 3-5 лет.

В анамнезе отмечается, как правило, патология беременности и родов — тяжелые токсикозы, угроза выкидыша, кислородное голодание плода, отягощенная наследственность.

Невротическая форма заикания проявляется у детей без отклонений внутриутробного развития и родов. Они развиваются в соответствии с возрастной нормой, моторика формируется своевременно. Возникает оно в раннем возрасте в период интенсивного формирования мышления, активного познавания мира, усложнения речи.

В короткое время дети осваивают много новых слов и понятий, их речь усложняется, в ней появляются сложные конструкции, словарный запас бурно растет. В это время темп речи их ускоряется, ребенок как бы «захлебывается словами», произнося их невнятно и сглатывая окончания. Психика детей, подверженных невротическому заиканию, лабильна.

Они чрезмерно впечатлительны, робки и застенчивы, с повышенной тревожностью. Начало заикания острое, внезапное.

Оно связано с психической травмой шокового характера (тяжелая болезнь или смерть близких, сильный испуг, резкое изменение привычных жизненных стереотипов) или с длительным психотравмирующим фактором (неправильные методы воспитания, неблагополучие в семье, длительное отрицательное воздействие и т.д.).

Очень важно в такой ситуации наладить контакт с ребенком, успокоить его, создать атмосферу любви и безопасности, улучшить психологический климат в семье. Родителям нужно как можно раньше обратиться к врачу-логопеду, который окажет действенную помощь. Медикаментозное лечение заикания, как правило, неэффективно и почти не дает результатов.

Течение заикания имеет следующие типы:

  • постоянное — не зависящее от ситуации;
  • волнообразное — усиливающееся и ослабевающее, но не исчезающее окончательно;
  • рецидивирующее — исчезающее и возвращающееся после длительных перерывов.

Степени тяжести нарушения речи классифицируют как:

  • легкую, когда заикаются только в волнении, возбуждении;
  • среднюю, при которой в спокойном состоянии дефект заметен мало, а в состоянии эмоционального возбуждения заикание становится сильным;
  • тяжелую, при этой степени заикание сильное, не зависящее от ситуации и сопровождающееся непроизвольными движениями.

Симптоматика невротического заикания

Источник: http://ka-mode.ru/prichiny-nevroticheskogo-zaikanija/

Невротическое и неврозоподобное заикание

Выделяют две формы заикания – невротическое и неврозоподобное.

Невротическая форма заикания – о причинах, проявлениях, течении

Невротическая форма заикания появляется внезапно в возрасте 2-6 лет. Это дети, рожденные в срок, без внутриутробной инфекции, без осложнений в родах. Они нормально растут и развиваются согласно возрасту, двигательное развитие не задерживается – ребенок вовремя пополз, вовремя пошел.

Такие дети начинают произносить отдельные звуки, слова, у них оформляется речь отдельными фразами – говорят уже словосочетаниями, предложениями. Первые слова ребенок говорит уже в 10 месяцев, фразы – к полутора годам. За несколько месяцев словарный запас детей резко увеличивается. Дети говорят быстрее, чем их сверстники.

Большинство детей до появления заикания уже имеет определенные личностные особенности – смены настроения, боязнь темных комнат, плаксивость, возбудимость, ночной энурез. В незнакомой обстановке такие дети пугаются, боятся перемен, длительно и сложно адаптируются к детскому саду.

Невротическая форма заикания у детей возникает вследствие острой или хронической психической травмы. Острая психическая травма – это внезапный испуг, хроническая – неблагоприятный климат в семье, скандалы.

Невротическое заикание развивается у детей при активном введении второго языка, при двуязычии в семье или при увлечении родителей методиками раннего развития ребенка.

В этом случае изучение второго языка сопровождается большим нервным напряжением, которое ребенок не всегда может вынести.

Течение невротической формы заикания может быть благоприятным, когда после изменения окружающей обстановки и проведения лечебных мероприятий наблюдается быстрая обратная динамика – речь ребенка полностью восстанавливается. Неблагоприятное течение характерно для детей с наследственной предрасположенностью к заиканию (заикается мама или папа), на фоне сохраняющегося конфликтного настроения в доме.

Общая моторика детей с невротическим заиканием не нарушено, двигаются грациозно, координация сохраняется, жесты и мимика эмоциональны.

О неврозоподобной форме заикания — о причинах, проявлениях, течении

Неврозоподобное заикание начинается у детей 3-4 лет, провоцирующих факторов обычно нет – ни стресса, ни сложных отношений в семье.

Если подробно поговорить с мамой ребенка, то чаще всего вспомнится тяжелый гестоз при беременности, угроза выкидыша или асфиксия в родах. В период новорожденности такие детки плохо спят, беспокойны.

У них нарушена моторика, координация движений, позже начинают ползать, ходить.

По сравнению со сверстниками дети с неврозоподобной формой заикания позже начинают говорить, первые слова говорят в возрасте полутора лет, фразы оформляются к 3 — 3,5 годам. Словарный запас накапливается постепенно, плохо произносятся многие звуки.  Начало заикания совпадает с формированием фразовой речи, когда малыш говорит словосочетаниями, предложениями.

Судорожные запинки в речи не зависят от того, попал ребенок в незнакомую ситуацию или говорит с родителями. Заикание усиливается в период заболеваний, при физическом или психическом утомлении ребенка.

У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика, нарушена координация между движениями рук и ног. Дети с трудом запоминают последовательности движений в танцах.

В тех случаях, когда ребенок начинает посещать логопеда сразу при возникновении проблемы, и параллельно обследуется у невролога, возможно полное восстановление речи, преодоление заикания. Систематическая работа с логопедом должна продолжаться не менее года.

Если лечение неврозоподобной формы заикания не начато вовремя, либо проводится отрывисто, наблюдается постепенное утяжеление заикания.

При неврозоподобной форме ребенок заикается всегда, в то время как при невротическом заикании малыш может говорить нормально, без запинок наедине с собой или любимыми игрушками, животными.

Источник: https://saikov.by/articles/lechenie-zaikaniya/nevroticheskoe-i-nevrozopodobnoe-zaikanie.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector