Акустико-мнестическая афазия: что это, признаки и лечение

Афазия — это состояние, характеризующееся речевыми нарушениями. Возникает оно при поражении речевых зон, расположенных в мозге.

Причины возникновения афазии

Проблемы патогенеза, клиники и лечения болезни не являются решенными до конца. Однако, известно, что причина недуга — поражения речевых отделов головного мозга чаще всего являются механические травмы или серьезные заболевания. Бывает, что болезнь развивается постепенно и медленно. К причинам такого явления относят:

  • инфекции;
  • воспалительные заболевания;
  • опухоли мозга;
  • длительные клинические состояния.
    Акустико-мнестическая афазия: что это, признаки и лечениеОтделы головного мозга, отвечающие за речевые навыки

Факторами, влияющими на быстрое возникновение болезни афазия, являются:

  • черепно-мозговые травмы, кровоизлияния;
  • поражение сосудов мозга, тромбоз;
  • инфаркты;
  • некоторые психические заболевания.

В зоне риска находятся люди пожилого возраста, имеющие сердечные болезни (такие как ишемия, ревматоидные пороки), наследственную предрасположенность к подобной болезни. Нарушения речевой деятельности в этом возрасте корректируются сложнее.

Симптомы дефектов при афазии проявляются в зависимости от ее формы. Общий признак — расстройство в формировании речи. Как будет проявляться болезнь, зависит от локализации повреждения (в передней речевой зоне или задней речевой зоне).

Афазией называются только нарушения уже сформировавшейся речи.

Отдельные сегменты коры головного мозга в человеческом организме ответственны за то или иное нарушение речи. К областям, отвечающим за речь, относят височные извилины, задние части нижней лобной извилины, теменную область, область левого (доминантного) полушария головного мозга, которая находится на границе височной, теменной и затылочной областей.

На этом основываются особенности нарушений.Акустико-мнестическая афазия: что это, признаки и лечение

Говоря о речевых сбоях, их обычно подразделяют на

  • нарушение способности говорить;
  • нарушение способности понимать речь;
  • нарушение способности произнесения отдельных слов.

На этом основываются классификации заболевания, составляется лечение.

Классификация по Лурия А.Р. является самой известной. Она включает следующие виды речевого нарушения, характеристика которых зависит от зон поражения головного мозга.

Выделяется:

  • моторная афазия афферентного и эфферентного типа;
  • динамическая;
  • сенсорная;
  • акустико-мнестическая;
  • семантическая.

Афферентная афазия выражается серьезным расстройством речи, человек с афазией не может говорить слова по желанию или просьбе. Все звуки речи даются с трудом.

Это самая тяжелая ее форма, человек лишен возможности говорить слова. Произнести тот или иной звук человек может непроизвольно. Но если его попросить, совершить данное действие не удастся.

Больному сложно осознать, как работать языком при воспроизведении звуков, как смыкать и размыкать губы.

Акустико-мнестическая афазия: что это, признаки и лечениеАльтернативная классификация недуга

При этой форме расстройства первостепенная задача — научить больного произносить звуки. Зачастую здесь не обойтись без логопеда.

Эфферентный тип болезни

Человек с афазией может произносить отдельные слова, но ему сложно переключаться между ними. У больного нарушается слого- и словообразование. Речевая деятельность сильно затруднена.

Эффективное общение происходит с помощью мимики. Часто человеку психологически тяжело выстраивать речь.

При этой форме от больного требуются немалые усилия, чтобы научиться переходить от одного звука к другому.

Сенсорная афазия (акустико-гностическая)

Характеризуется повреждением зон мозга, ответственных за правильное восприятие речи. Люди слышат речь, но либо не понимают ее (особенно сложную). Фонематический анализ труден. Из-за недостаточного понимания, речь человека с сенсорным типом недуга быстрая, непонятная. Но он может произносить звуки, формируя из них слова.

Динамическая афазия

В этом случае у больных афазией зона повреждения располагается в заднелобных отделах левого полушария, в месте, находящимся рядом с зоной Брокка. Особенность этого типа афазии в уменьшении произнесенной речи. Больной правильно произносит все слова, но его речь скудная и медленная. В речи могут отсутствовать глаголы, междометия. Говорящий, нуждается в стимулирующих вопросах.

Семантическая афазия

Возникает при поражениях теменно — затылочной части левого полушария. Особенность — неспособность больного понимать сложные речевые конструкции, логические связи между ними. Он не понимает смысла некоторых предлогов, сложных высказываний. Однако, речевые высказывания больного нормальны. Он понимает говорящего, выполняет инструкции, говорит сам.

Акустико-мнестическая афазия

Локализация нарушения — средние и задние отделы височной области. Дефект при такой афазии возникает в сфере слуховой мнестической деятельности. Больные с трудом запоминают информацию, произнесенную вслух. Акустико-мнестическая форма нарушения влияет на объемы запоминания, больному удается запомнить совсем немного.

В произносимой речи больных отличает маленький словарный запас.Акустико-мнестическая афазия: что это, признаки и лечение

Самые распространенные формы афазии в неврологии это афферентная, эфферентная и сенсорная. Эти виды недуга относятся к моторным. Среди них встречаются смешанные формы: афферентно-афферентная, моторно-сенсорная (более тяжелая).

Многие специалисты выделяют другие формы заболевания. Например, в трудах под редакцией Цветковой Л.С. можно встретить более обширную классификацию. Самой часто встречающимся заболеванием других типов является амнестическая афазия.

Амнестическая афазия наблюдается при поражении теменно — височной зоны мозга. При таком типе заболевания у больного возникает ряд трудностей с называнием предметов. К примеру, он может знать название предмета, но не суметь объяснить для чего он нужен.

Или же наоборот, больной может сказать о том, зачем нужна какая-то вещь, но название ее вспоминает с затруднением. После подсказки (первой буквы слова) вспоминает нужную информацию, но через минуту может вновь забыть. Также амнестическая афазия проявляется нарушением речи.

Она спонтанна с превалированием глаголов при малом количестве существительных.

Так, забывчивость — самый яркий признак амнестическая формы нарушения. Близка к этому типу номинальная афазия — один из симптомов болезни Альцгеймера. В этом случае человек затрудняет назвать явления или предметы.

Наряду с амнестической следует выделить проводниковый тип заболевания. Проводниковая афазия характеризуется тем, что человеку сложно повторять за кем-то слова вслух. Этот фактор — клинический признак данной формы.

Развивается осложнение вследствие поражения белого вещества верхних отделов головного мозга. Больной пропускает буквы, слова, если пишет текст под диктовку. Но понимание произнесенного другим человеком не нарушается.

Десять процентов всех случаев поражения лобно-височной зоны являются прогрессирующей афазией. Она представляет собой комплекс изолированных речевых расстройств.

Обычно они возникают без определенной причины, развиваясь стремительно.

Чаще всего такой тип болезни — предвестник нейродегенеративного заболевания мозга, такого как лобно-височная, кортико — базальная дегенерация или болезнь Альцгеймера.

Речевой статус при всех формах недуга условен, поскольку на практике редко встречаются ясные стандартные клинические картины. Его характеристика отличается в зависимости от конкретного вида заболевания.

Обычно больным свойственно появления аграмматизмов при разных видах афазии. При определенной форме они проявляют себя по-разному.

К примеру, сенсорной афазии соответствует импрессивный аграмматизм (выражается в полном или частичном непонимании болеющим грамматических конструкций), для моторной экспрессивный(относится к активной речи, больной неправильно выбирает склонение, падежи и предлоги).

Диагностика афазии

Диагностикой этого заболевания занимается невролог. Но есть специалист по нарушениям речи — врач — афазиолог. Определяют наличие заболевание обычно с помощью специальных тестов. Диагностика включает в себя:

  • опрос больного (когда возникли речевые нарушения, какие события произошли перед этим);
  • осмотр больного, выявление неврологических симптомов недуга, таких как измененная высота рефлексов, асимметрия лица, опущение уголка рта и т. д.;
  • диагностика заболевания логопедом с целью определения стадии нарушения и предстоящую работу;
  • электроэнцефалография (метод, позволяющий оценить активность определенных зон головного мозга);
  • компьютерная и магнитно-резонансная томография головы направлена на изучение мозга, его структуры, выявление кровоизлияний, гнойников, опухолей;
  • магнитно-резонансная ангиография (метод направлен на изучение проходимости сосудов в коре головного мозга, может обнаружить аневризмы сосудов).

Детская афазия

Нужно отметить, что афазия имеет большую распространенность у взрослых. В педиатрии такие нарушения встречаются значительно реже. Они характеризуются потерей ребенком с ранее сформированной речью речевых навыков. Детская афазия чаще встречается у мальчиков.

Чем младше ребенок, тем менее разнообразны признаки отклонений речи.

Причины детских речевых нарушений схожи со взрослыми. Это черепно-мозговые травмы, проблемы с сосудами мозга, опухоли, аневризмы, гематомы, энцефалит.

Особенность детской афазии в том, что обычно речь ребенка восстанавливается через несколько месяцев. Но это возможно, лишь при своевременном обращении к врачу и соблюдении всех рекомендаций.

Лечение обязательно проводится с участием логопеда. Для занятий применяются различные карточки, рисунки, компьютерные программы. Материал подготавливается в зависимости от формы заболевания. Детский мозг пластичен, он быстро приспосабливается к изменениям. Однако, насколько эффективны будут занятия, определяет форма и тяжесть нарушений.

К профилактике детской афазии можно отнести минимизацию возможности травм головы и своевременное обследование мозга, диагностика заболеваний ЦНС, сосудов мозга.

Лечение афазии

Терапия зависит от проблемы, вызвавшей болезнь

  1. Если нарушение вызвано опухолью — врачи использую метод хирургического вмешательства.
  2. Проводится устранение кровоизлияние, если болезнь вызвана этой причиной.
  3. Практикуется удаление гнойника из полости черепа хирургическим путем.

Широко в терапии используются препараты, улучшающие кровообращение мозга наряду с обменом веществ, нормализующие артериальное давление

Акустико-мнестическая афазия: что это, признаки и лечениеЧто можно посоветовать близким людям больного

К лечению относятся занятия с логопедом, они включают разные упражнения, воздействующие на дефект.

Афазия у левшей и правшей

Считается, что речевые центры локализуются в доминирующем левом полушарии головного мозга. Однако для правшей полушарие, отвечающее за речь — правое. Поэтому афазия у левшей диагностируется при поражениях правого полушария головного мозга в отличие от правшей.

Профилактика афазии

Устранить все риски, которые могут повлечь речевые нарушения, невозможно. В ряде случаев причинами являются травмы и опухоли. Но некоторые меры можно предпринять. К ним относится контроль над артериальным давлением, позволяющий избежать нарушение кровообращения в мозге, избегание опасных травматических ситуаций.

Источник: https://nervivporyadke.ru/tsns/afaziya.html

Акустико-мнестическая афазия

Акустико-мнестическая афазия как самостоятельная форма впервые описана А.Р.Лурия. Раньше она обозначалась как амнестическая афазии. Иногда придерживаются этого наименования и сейчас.

  • Поражение локализовано в средней височной извилине (21, 37 поля).
  • Акустико-мнестическая афазия: что это, признаки и лечение Акустико-мнестическая афазия: что это, признаки и лечение
  • Центральным дефектом является нарушение запоминания и актуализации слухоречевой информации.

Нарушение оперативной слухоречевой памяти, сужение объема, нестойкость следов. Объем слухоречевой памяти снижается до 3, а иногда и до 2 элементов.

Это ведет к тому, что в специальных условиях, когда требуется запомнить большую фразу, возникает вторичное — из-за слабости слухоречевых следов — непонимание устной речи, поскольку понимание речи в значительной степени зависит и от запоминания речевого сообщения.

Нарушение называния, т.к. трудно вытащить, актуализировать вербальный стимул. Имеются отчетливые трудности в виде поиска нужных слов, «вербальных парафазии». Характерно «говорение вокруг». Страдает связь зрительного образа со словом (Иногда говорят о оптико-мнестической афазии, когда преобладает зрительный дефект).

Наличие вербальных замен при отсутствии (или минимальном количестве литеральных замен) – один из центральных симптомов. Протекание нарушения процесса называния предметов показывает резкое различие двух форм афазии.

Так, при сенсорной афазии – литеральные ошибки (ком-сом, зом-гом-дом) – поиски не наименования, а звукового оформления слова, подсказка не помогает (фонематический слух страдает).

При акустико-мнестической афазии поиски нужного слова, трудности его выбора из семантического поля (дайте нож, это чем едят, дай как его).

Страдает прежде всего предметная отнесенность слова – связь звуковой оболочки с непосредственным значением. Обобщающая функция слова нарушена в меньшей степени. Нарушается выбор из семантического поля одной из равнозначных номинаций (вилка – ложка – нож). Категориальная отнесенность слова сохранна – «то, чем едят» — посуда. «Ну, мебель какая-то».

При АМА фонематический слух остается сохранным, больной правильно воспринимает звуки родного языка, понимает обращенную к нему устную речь. Некоторые признаки отчуждения смысла слова, характерные для СА могут присутствовать. Однако главным симптомом является неспособность запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал.

Читайте также:  Субэпендимальная киста у новорожденного ребенка: причины, признаки, лечение

Больные жалуются на то, что не могут посещать лекции, доклады. Они «отключаются» в сложной речевой ситуации, с трудом ориентируются в разговоре с 2-3 собеседниками.

Снижается скорость переработки словесной информации. Для правильного воспроизведения образца слова (слоги или буквы) им требуется предъявлять медленно, с небольшими интервалами, так как может возникнуть уже вторичное забывание материала. Имеется эффект края – запоминают только начало и конец ряда.

Речевой дефект нарастает при увеличении объема материала в задании.

Характерным нарушением является параграмматизм. Больные не демонстрируют передний аграмматизм. Нет упрощения, употребления начальной формы вместо требуемой.

Есть ошибка выбора формы («пара» — вместо), замена одной грамматической формы другой: «Киска из блюдички пьет» (ср. род → женск. род). И по сравнению с СА явления параграмматизма носят гораздо более выраженный характер.

Есть смешение предлогов, а также флексий глаголов, существительных и местоимений, главным образом, в роде и числе.

Пример М.К.Бурлаковой, письмо больного домой:

«Дорогая моя. Я тут живут хорошо. В палате спим три мужичков. Мы гуляем на парке. Там текут родник. Вода холодная. Зубы стучит. Но вкусная. Меня доктор ругали, чтобы не ходила на родник, а то поедем домой. Спасибо от посылку. Яблоки едим все. Все говорит спасибо. Женя».

Как видим, здесь нет бессвязной, непродуктивной разговорной речи (логорреи) как при СА. Да, речь обильна, мало информативна. Но в отличие от акустико-гностической афазии высказывание отличается большей законченностью, а в речи нет «речевой окрошки».

И в эмоционально-волевой и личностной сфере у больных с АМА не обнаруживается такая резкая эмоциональная лабильность, как при СА, хотя и имеет место некоторая тревожность и «суетливость».

Рассмотрим паттерн речевого нарушения при АМА Эта форма не соотносится с грубым дефектом.

Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 568; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: https://poznayka.org/s106408t1.html

Восстановление речи при акустико-мнестической афазии

С.П.Федорова логопед КГБУЗ «Городская больница №7» г. Комсомольск-на-Амуре

Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская больница №7».

Акустико-мнестическая афазия

Клинический пример: Больной П.М., (история болезни №…), 28 лет, образование высшее, поступил в неврологическое отделение с диагнозом: Сенсорная афазия (была произведена операция по удалению аневризмы из левой теменно-височной области).

Больной контактен, глубоко переживает своё заболевание, критичен к своему состоянию. Спонтанная речь больного бедная, аграмматичная, выражен поиск слов. Понимание простых инструкций и смысла отдельных слов доступно.

Затруднено понимание вопросов и логико-грамматических конструкций. Номинативная функция речи нарушена по амнестическому типу. Рисунок по слову-наименованию затруднен, срисовывание с образцов больному доступно.

Выявляются трудности повторения длинных слов и фраз из-за сужения объема восприятия вербального материала. Письмо и чтение нарушены.

Заключение: у больного на фоне сохранной личности и интеллектуальных процессов имеет место акустико-мнестическая афазия

Восстановительное обучение при акустико – мнестической сенсорной афазии

Акустико – мнестическая афазия

  • Локализация
  • Поражение 21и 37 полей –кора второй височной
  • извилины левого полушария.Акустико-мнестическая афазия: что это, признаки и лечение
  • Центральный
  • механизм
  • 1.нарушение слухо- речевой памяти
  • -феномен торможения
  • 2.дефекты предметных
  • образов
  • -нарушение называния
  • предметов
  • 3. сужение объёма
  • акустического восприятия
  • -нарушение понимания
  • обращенной и повторной
  • речи
  • Клиническая картина
  • (главным симптомом является забывание слов)
  • -негрубое нарушение понимания слов
  • -отчуждение смысла слова при его правильном повторении
  • -нарушение называния предметов
  • -в речи много вербальных – при отсутствии латеральных парафазий
  • Психологическая картина
  • нарушение понимания речи, отчуждение значения слов идет на фоне сохранного фонематического слуха и процесса звукоразличения.
  • Проблемы:
  • сужение объема восприятия речи на слух, дефекты зрительных предметных образов.
  • Цель:
  • восстановить зрительные предметные образы и связи их со словом, увеличить объем восприятия, расширить слухо-речевую память, а также преодолеть нестойкость, нестабильность, слабость следов воспринимаемой звучащей речи.
  • Способы:
  • показ предметов по названиям, предъявляемым парами, тройками; показ частей тела по тому же принципу; выполнение 2-3 звеньевых устных инструкций; прослушивание текстов и ответы на вопросы по содержанию текстов; письмо под диктовку с постепенным наращиванием фраз;
  • чтение постепенно наращиваемых фраз с последующим воспроизведением (по памяти);
  • повторение по памяти прочитываемых букв, слов, фраз;заучивание наизусть коротких стихотворений и текстов;
  • повторный показ предметов и картинных изображений через 5-10 секунд, через 1 минуту после первого предъявления;
  • составление устно предложений по опорным словам;
  • анализ зрительных изображений и самостоятельное рисование предметов, обозначаемых словами-названиями; смысловое обыгрывание слов в контекстах;
  • классификация слов с самостоятельным нахождением обобщающего слова; составление рассказа по серии сюжетных картинок; пересказ текстов сначала по подробному плану, затем — по свёрнутому, затем — без плана;
  • развёрнутые диалоги на внеситуативные темы.
  1. Методика восстановительного обучения
  2. Центральной задачей обучения больных с акустико-мнестической афазией является восстановление (расширение) объема акустического восприятия, преодоление дефектов слухо-речевой памяти и восстановление устойчивых зрительных образов-представлений предметов.
  3. 1 этап обучения
  4.  Основная задача – восстановление зрительно-предметных образов:
  5. 1.метод
  6. рисования
  7. предметов

Приемы: прием свободного рисования предметов, прием дорисовывания начатых предметных изображений далеких как по значению, так и по внешнему облику, а затем приближают материал рисования к все более тонкой дифференцировке, где отличительные признаки предмета становятся менее выраженными и сами предметы берутся сначала из одного семантического или ситуативного поля (например, картофель, огурец, свекла; блюдце, тарелки и т. д.), а позже – из разных.

2.метод

классификации предметов

  • классификация по зрительному образцу,по слову предметные изображения (картинки), разложить на группы, каждая из которых представлена заданной картинкой (например, свекла – овощи, береза – деревья, кастрюля – кухонная посуда);
  • классификация не по картинкам, а по написанным словам. Занятия на классификации предметов начинаются с предметов, относящихся к разным смысловым категориям и резко отличающихся по форме (например, овощи – мебель и т. д.).

1. Упражнения с пропущенными словами-наименованиями, в которых слова замещаются картинками.

  • найти соответствующее картинке слово, опираясь при этом, с одной стороны, на вербальный контекст предложения (или целого текста), а с другой – на предметное изображение искомого слова.
  • 2. Чтение текста
  • и соотнесение
  • его с картинкой.
  • Анализ картинки в соответствии с текстом – больной должен соотнести некоторые наименования из текста с соответствующими элементами картинки.
  1. методов опознания и называния предметов:
  2. а) конструирование предметов (или их изображений) из отдельных частей (животные, овощи, транспорт и др.);
  3. б) сравнение предметных изображений и нахождение общего и отличного в них;
  4. в) нахождение ошибок в изображениях;
  5. г) дорисовывание заданных абстрактных элементов до любого предмета;
  6. Все эти виды действий подкрепляются вербальным анализом: больные должны либо называть части составляемого предмета, либо дать им соответствующие характеристики. 

2 этап обученияОсновная задача – восстановление повторной речи.

  • правильно повторять слова (серии слов и предложения),
  • слог, слово (внутри предложения). Слово (предложение) для восприятия подается разбитым на эти части, и больные должны многократно повторять его по частям.
  • вводится опора на соответствующую картинку (опора на смысл слова-
  • картинка заменяется графической записью слова (опора на значение слова) и в конце работы – без опоры на смысл и значение
  • проводится ряд упражнений – запись слова, включение его в предложение с пропущенным; словом
  • при употреблении этого метода без опоры на картинки обращается внимание больного на значение слова, так как понимание в этом случае способствует увеличению объема восприятия и правильному повторению

3 этап обученияОсновная задача – восстановление понимания речи.

метод реконструкции текста (рассказа) из разрозненных смысловых частей.

  • приемы реализации состоят в том, что больному даются 3–4 полоски бумаги, на которых напечатаны отдельные куски текста. Больной, прочитав каждый из них, должен составить рассказ;
  • метод проводится с опорой на серию последовательных картинок: больной составляет серию сюжетных картинок, а затем к каждой из них кладет соответствующий текст, и только после отработки этого он переходит ко второму этапу, который усложняется;
  • больному дается сюжетная картинка, он должен выделить в ней смысловые куски и обозначить карандашом смысловую связь каждого из них стрелкой. После этого он складывает их в соответствии с последовательной связью в сюжетной картинке. И только после такой работы больного подводят к умению складывать текст из отдельных разрозненных кусков без опоры на картинки. (На оборотной стороне каждого текста стоит порядковый номер, который служит контролем правильности);
  • метод можно применять и для восстановления понимания фраз.
  • преодолениепарагнозий и вербальных парафазии.
  • специальная работаведется над восстановлением точного значения каждого слова, его места в семантическом поле, его взаимосвязей с другими словами.

методы:

1. Классификация слов по какому-либо заданному признаку.2. Постепенное обобщение слов, когда больному задается несколько групп (овощи, фрукты, верхняя одежда и др.) и он должен разложить написанные на карточках слова в соответствующие группы, а затем укрупнить их на основе выделенных более общих признаков.

Таким образом, работа над восстановлением зрительного восприятия и зрительных предметных образов, а также над восстановлением процесса повторения способствует восстановлению и процесса называния.

Эти восстанавливаемые процессы, в свою очередь, служат основой для восстановления понимания речи и устной спонтанной речи.

Феномен отчуждения смысла слов, вербальные парафазии исчезают по мере восстановления зрительной сферы, образов-представлений и восприятия, процессов называния и повторения речи.

Список использованной литературы:

1.Цветкова JI.C. Проблемы афазии и восстановительного обучения. 104.

2.Цветкова JI.C. Афазия и восстановительное обучение. М.: «Просвещение», 1988. 207 3.Шкловский В.М., Визель Т.Г. Карта нейропсихологического обследования больных с нарушениями высших психических функций. 61 с. Прилож. — Иллюстрированный альбом. М.: 1995. — 98 с.

Источник: https://infourok.ru/vosstanovlenie-rechi-pri-akustikomnesticheskoy-afazii-1431027.html

Афазия: что это такое? Виды и формы афатических расстройств

Речь является одной из осознанных высших психических функций, присущих исключительно человеку. Ее становление связано с длительным культурно-историческим наследием.

Формирование основ речи проходит ряд последовательных этапов с последующим преобразованием в целую систему средств общения, а также связанных с ней других психических процессов, включая и мышление.

Утрата способности говорить, выражать словами мысли и понимать обращенные речевые звуки существенно снижает качество жизни больного и его социализацию. Такое расстройство уже сформированной речи носит название афазия (aphasia).

Афазия – это системное расстройство речи, возникающее при органических поражениях мозга и охватывающее различные уровни системы речи. Подобные дефекты преобразуют другие психические процессы и приводят к распаду всей психической деятельности человека.

Читайте также:  Реабилитация после сотрясения головного мозга: терапия и осложнения

История вопроса

Проблема афатических нарушений до настоящего времени является объектом споров неврологов, психологов и лингвистов. Еще в XIX веке выдающиеся ученые установили анатомические зоны, при поражении которых формировались различные афазии. Так, в 1861 году Полем Брока открыта моторная форма патологии речи. Спустя 13 лет Карл Вернике впервые описал сенсорный вариант расстройств фазиса.

В начале ХХ века сформировались понятия о семантической и динамической формах афазий. Семантическую афазию в 1926 году описал английский невролог Генри Хед, термин «динамическая афазия» введен чуть позже немецким психиатром Карлом Клейстом.

Учение об афатических расстройствах (афазиология) имеет достаточно длительную историю. Оно связано с двумя противоположными научными направлениями – теорией отрицания локализованности функций фазиса (речи) в коре и теорией «эквипотенциальности» (равнозначности) корковых полей.

До настоящего времени нет точного подтверждения, как и опровержения ни одной из этих концепций. Эквипотенциальность коры противопоставляется огромному фактическому материалу, который был накоплен анатомами, физиологами и клиницистами, однако на практике существуют четкие зависимости определенных речевых расстройств и локализации патологического очага.

С другой стороны, не стоит умалять важность подкорковых структур в формировании фазиса.

В целом становление учения об афатических расстройствах, приходящееся на XIX – начало XX веков, характеризуется описательным подходом. Позже в неврологии и психологии назрела необходимость в аналитическом изучении проблемы.

Этот этап учения о речевых нарушениях с именем выдающегося отечественного ученого Александра Романовича Лурия. На основе его трудов удалось сформулировать концепцию динамической локализации высших психических функций.

Данные представления о механизмах формирования фазиса остаются главенствующими по сей день.

Локализация центров речи

В осуществлении речевой активности ведущую роль играют не ограниченные зоны, а функциональные системы, покрывающие обширные области коры. Однако различные корковые отделы все же не равнозначны для формирования речевых функций.

Повреждение отдельных зон способно вызвать определенные афатические синдромы. Общепринятым считается, что центры речи заложены в доминантном полушарии. Доминантность определяется деятельностью ведущей руки, однако точная оценка охватывает и другие моменты.

Доминирующим является левое полушарие для правшей и правое – для левшей. Другими словами, афазия у левшей чаще всего диагностируется при разрушении фазисных центров правого полушария, а у правшей – левого.

В последнее время появились труды, посвященные изучению афазий у лиц с повреждением субдоминантного полушария.

В задних отделах верхней височной извилины расположен аналитико-синтетический центр звуковой активности и наложения ее отдельных аспектов на имеющиеся гностические понятия. По автору его называют центр Вернике. За счет него человек понимает обращенную (импрессивную) речь.

В нижней лобной извилине (ее задних отделах) располагается центр Брока. Благодаря нему обеспечивается непосредственное воспроизведение речи (ее моторная функция).

В нижнезадних отделах теменно-височной области расположен центр памятной (мнестической) речи. За счет него мы можем назвать знакомые нам предметы, людей, животных.

Способность понимать значения сложносочиненных грамматических предложений и словосочетаний локализована в зоне семантической речи. Она располагается на месте перекрытия ассоциативных волокон теменной, затылочной и височной долей.

Также к функциям фазиса относят чтение и письмо. Центр письменной (графической) речи локализован в заднем отделе средней лобной извилины. Чтение (лексия) страдает при нахождении очагового поражения в теменной доле, в ее угловой извилине.

При раздражении этих центров у больного проявляются речевые или афатические приступы (припадки).

Этиология

Расстройства речи могут встречаться при различных церебральных патологиях. В качестве основных причин выступают:

  • Острые цереброваскулярные заболевания;
  • Травмы головы;
  • Нейроинфекции;
  • Токсическое влияние на ЦНС;
  • Нейродегенеративные болезни;
  • Церебральные новообразования.

Чаще всего наблюдается афазия после инсульта в системе arteria cerebri media доминантного полушария.

Этиология церебральных поражений определяет различия в клинической картине фазисных расстройств. Примером могут служить существенные отличия проявлений афазии при инфаркте мозга и геморрагическом инсульте.

Афазии преимущественно отмечаются у взрослых. Диагноз «афазия» у детей правомочен, если уже была сформирована речевая деятельность.

При задержке развития речевых центров диагностируется дислалия, полное отсутствие речи у ребенка в возрасте, когда она должна была сформироваться, называется алалией. Наиболее распространенной причиной алалии и дислалий служит перинатальная патология нервной системы.

Чаще всего патология устной речи сопровождается расстройствами чтения (алексией), письма (аграфией) и счетных операций (акалькулией).

Классификация

Сложность функциональной системы речи определяет наличие нескольких классификаций афазий. Выделяют неврологическую классификацию, сформулированную Вернике и Лихтгаймом, лингвистическую Хеда и нейропсихологическую Лурия.

Согласно неврологической градации афазии могут быть моторными и сенсорными. Каждый из этих видов расстройств разделяется на следующие варианты:

  • Транскортикальный тип афазий. Ее формирование обусловлено перерывом связей между центром моторной или сенсорной речи и предполагаемой областью восприятия;
  • Корковый вариант. Диагноз устанавливается, если произошло непосредственное повреждение центра Брока (афазия Брока) или центра Вернике (афазия Вернике);
  • Субкортикальный тип афазий. Моторная форма развивается при разрушении связей между центром экспрессивной речи и церебральными структурами, обеспечивающими артикуляционную активность. Сенсорное расстройство речи субкортикального типа возможно при разрыве связей между областью импрессивной речи в извилине Гешля и областями, воспринимающими звуковую информацию;
  • Проводниковая афазия диагностируется при деструкции связей между центрами Брока и Вернике. Поэтому она затрагивает как сенсорный, так и моторный компоненты фазиса.

Грубая патология коры и субкортикальных структур способна привести к полной утрате способности воспроизводить и понимать звуковые символы. При этом возникает тотальная афазия. Чаще при патологических процессах меньшей степени выраженности формируется частичная афазия.

С лингвистической точки зрения патология речи определяет расстройства языковой системы в целом. Согласно классификации Хеда афазии могут быть:

  • Вербального типа. Характеристикой патологии является нарушенное словообразование, имеются дефекты произношения, ограничен лексический запас;
  • Номинального типа. Номинальная афазия делает невозможным восприятие (импрессия) речи и использование слов;
  • Синтаксического типа. Ее особенностью выступает потеря связанности предложений и появление телеграфного стиля;
  • Семантического типа. Искаженное восприятие смысла высказываний сложной грамматической конструкции.

Последней была создана нейропсихологическая классификация афазий. В ее основу легли понятия о деятельности системы речи, как о едином сложном функциональном механизме множества афферентных и эфферентных составляющих. Согласно этому выделяются следующие варианты афазий:

  • Моторная (афферентная и эфферентная);
  • Сенсорная;
  • Динамическая;
  • Семантическая;
  • Акустико-мнестическая (она же амнестическая афазия).

Чаще всего в клинической практике используют термин «корковая афазия Брока», или «сенсомоторный тип афазии». Однако изолированные формы афазии встречаются достаточно редко.

Основные виды афазий

Отдельные виды афазии определены расположением очаговой патологии в мозге, отчасти патогенезом, и, основной утраченной функцией.     

  • Моторное эфферентное афатическое расстройство формируется при поражении задних отделов нижней лобной извилины доминантного полушария. Происходит нарушение фразообразования. Симптомы патологии сводятся к непреодолимой инертности воспроизводимой речи (типичная характеристика). Нарушается своевременность переключения артикулем. Выраженно страдает конструирование речи, которая приобретает дезорганизованный характер. Свойственны персеверации – непроизвольное, но стойкое повторение определенного звука или слова. Патология сочетается с расстройством графической речи и алексией.
  • Моторное афферентное афатическое расстройство наблюдается при поражении нижних отделов теменной доли, включая постцентральную извилину. Формируется артикуляторное нарушение фазиса, особенностью которого является патология кинестетического восприятия импульсного потока. Обнаруживается патология артикуляции звуков, пациенту трудно найти необходимую артикуляторную позицию. Для афферентной формы характерны фазисные стереотипии (повторения речевых элементов), расстройства импрессивной речи, аграфия и алексия.
  • Сенсорная афазия. По-другому, ее называют акустико-гностической или импрессивной. Возникает при повреждении задних отделов извилины Гешля. Типично нарушение восприятия фазиса, то есть выпадает понимание импрессивной речи. Возникает непродуктивное многословие – дезорганизованный поток слов. Акустико-гностическая сенсорная афазия проявляется переставлениями слогов в слове или их заменой на схожие, повторениями услышанных фраз за собеседником, искажением всей звуковой структуры элементов предложения.
  • Динамическая афазия является следствием патологии задних лобных отделов. Снижается инициатива фазиса – активный, автономный, произвольный и результативный процесс говорения. Проблемы планирования речи зависят от степени повреждения корковой зоны. Может сочетаться с изменением эмоциональной сферы: эйфорией, насильственным смехом, отсутствием критики к собственному состоянию. Отмечается ограничение словарного запаса. Свойственен феномен «эхолалий» — непроизвольное, механическое повторение речи других, чаще всего последней услышанной фразы или слова. Динамическая форма проявляется в виде специфических аграмматизмов, выражающихся в пропуске определенных частей речи, употреблении речевых шаблонов и слов-паразитов.
  • Семантическая афазия является следствием повреждения теменно-затылочно-височных областей. Нарушается понимание сложных грамматических конструкций, степени логических связей между словами, пространственных предлогов. У больных возникают проблемы восприятия сложносочиненных предложений. Отличительной чертой такой формы афазии является отсутствие грубого страдания собственно фазиса, но разговор строится из простых речевых оборотов.
  • Акустико-мнестическая афазия формируется при повреждении среднезадних отделов височной области. Типичной характеристикой при этом является патология акустикофазисной памяти и уменьшение количества ее восприятия. Амнестическая афазия обедняет визуальные представления об увиденном. Проявляются сложности при назывании предметов и людей, при описании сюжета картин.

Чаще всего в клинической практике наблюдаются сочетанные формы афазии.

Лечение

Афатические нарушения являются синдромом поражения головного мозга, поэтому в первую очередь лечить начинают основное заболевание, ставшее причиной расстройств фазиса.

Используется комплексная терапия, включающая медикаменты, физиотерапию, нейропсихологическую и логопедическую коррекцию.

Для лучшего восстановления связей между основными речевыми центрами применяют следующие классы лекарственных средств:

  • антиоксиданты,
  • нейропротекторы,
  • вазоактивные средства;
  • метаболиты;
  • ноотропы.

Непосредственная коррекция афазий сводится к нейропедагогическому обучению.

Ранние коррекционно-педагогические занятия с лицами, имеющими афатические нарушения, способны стойко восстанавливать утраченные речевые функции.

Нейропсихологическое восстановление речи при афазиях требует общего расторможивания фазиса, нивелирования персевераций и эхолалий, коррекции психической активности, мышления больного и его вербальной активности в целом. План нейропедагогической коррекции разрабатывается на основании классификации афазий и степени выраженности патологии. Используются специальные методики, примерами которых могут служить:

  • приемы сопряженного и отраженного повторения,
  • ритмико-мелодические упражнения,
  • окончание фразы;
  • семантический подбор слов;
  • вербализация собственных действий;
  • рисование, чтение, письмо, счет.
Читайте также:  Семейная фатальная бессонница - что это

Афатические расстройства – одна из глобальных проблем неврологии, психологии и физиологии. Несмотря на то, что проблемы патогенеза, клиники и лечения афазий подвержены активному изучению, до сих пор они остаются достаточно спорными и неоднозначными.

Афазии способны затрагивать различные уровни организации речи, тем самым существенно снижая коммуникативную активность, как взрослых, так и детей. Дезорганизуется вся психическая деятельность, в том числе и мышление, снижается трудоспособность и социальная адаптация индивида.

Особенно остро это проявляется при тотальной афазии.

Совершенствование комплексной диагностики афатических нарушений и их причин, а также грамотный анализ клинико-нейропсихологических особенностей патологии способны значительно улучшить результаты лечения пациентов с имеющимся речевым дефектом.

Шоломова Елена Ильинична, невролог

  • Оцените эту статью:

Источник: https://mozgius.ru/bolezni/nevrologiya/afaziya.html

АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

В отличие от акустико-гностической формы, при этой афазии речевой слух не страдает, а ведущим дефектом является неполноценность слухоречевой памяти. Здоровый человек запоминает при первом предъявлении из 10 слов 6-7 (7±2), а здесь объем слухоречевой памяти снижается до 3 и даже 2 элементов.

Клинико-психологи-чески это проявляется в значительном ограничении объема воспринимаемого речевого материала при его воспроизведении или запоминании. Поэтому больной плохо понимает длинные, сложные фразы.

В более грубых случаях акустико-мнестической афазии дефект слухоречевой памяти может проявляться нарушением повторения сложных слов.

Типичным для больных является снижение скорости переработки вербальной информации. При этом трудности запечатления и воспроизведения словесного материала отражают повышение ретроактивного и проактивного торможения следов.

Феномен ретроактивного торможения проявляется в виде воспроизведения последнего ряда слов и забывания предшествующих слов. Феномен проактивного торможения заключается в невозможности повторить какие-либо элементы словесного последовательного материала кроме первых слов (одного-двух).

В обоих случаях характерны явления словесной реминисценции — лучшего воспроизведения вербального материала через некоторое время после его предъявления.

Произносительных нарушений речи не отмечается, речь достаточно выразительная. Наиболее грубые затруднения вызывает составление фраз к сюжетным картинкам.

Высказывания часто становятся бессвязными, изобилующими вербальными заменами, персеверациями, вводными словами, ненужными подробностями. Вместо одной короткой фразы появляются обрывки незаконченных предложений.

Еще грубее нарушается повествовательная речь — способность к пересказу простого и короткого текста.

В процессе общения с больными создается впечатление, что они хорошо понимают обращенную речь, однако вследствие нарушения слухового внимания не всегда выполняют словесные инструкции. Понимание речи страдает также вследствие неудержания услышанного. Задания приходится повторять, тексты, а нередко и длинные инструкции предъявлять по частям.

Не страдает способность узнавать буквы и синтезировать слоги, сохраняется возможность использовать как глобальный, так и аналитический способы чтения, т.е. механизм чтения не разрушается.

Письменная речь неполноценна: нарушается понимание и запоминание читаемого, письмо под диктовку, письменное называние, формулирование предложений.

Причиной этих нарушений является также неполноценность функции запечатления следов услышанного.

В редких случаях у больных с акустико-мнестической афазией выявляются элементы теменной симптоматики: нарушение праксиса позы, право-левая ориентировка, конструктивный праксис, идеомоторная апраксия, нарушение счетных операций.

Локализация очага поражения преимущественно в сред-незадних отделах левой височной доли — 21 и частично 37-е поле (зона Т2 по Лурия), т.е. коры второй височной извилины.

Источник: https://vocabulary.ru/termin/akustiko-mnesticheskaja-afazija.html

Как преодолеть амнестическую афазию. Сенсорная афазия – не понять, не сказать, что это?

Для выделения и описания отдельных видов заболевания в России используется преимущественно классификация советского психолога Александра Романовича Лурия. Таблица, данная ниже, демонстрирует, чем характеризуются виды афазий.

ВидХарактеристика

Эфферентная моторная Причиной развития отклонения является воздействие на двигательный речевой центр, расположенный в головном мозге. Заболевание проявляется в грамматических ошибках и в сложности перехода от одной единицы речи к другой. Наблюдаются значительные проблемы с письмом и чтением.
Динамическая Динамический вид заболевания провоцируется нарушениями функционирования области коры, расположенной вблизи двигательного центра речи.Такая афазия характеризуется сложностями в последовательном выстраивании высказывания.
Афферентная моторная Развитие отклонения происходит вследствие нарушений в работе задней части центральной области и теменной области коры головного мозга.У больных наблюдаются проблемы с подбором необходимого звука из нескольких звуков с похожей артикуляционной позицией.
Сенсорная Недуг развивается в ходе нарушения функций фонематического слуха. Больной, утративший способность различать фонемы в составе слов, испытывает трудности с восприятием акустической информации.
Акустико-мнестическая Акустико-мнестическая афазия наблюдается при поражении связи между слуховым анализатором и центром памяти.Заболевание характеризуется заторможенной и скудной речью, избытком парафраз и опущением существительных.
Оптико-мнестическая У пациентов, страдающих от этой формы афазии, наблюдается нарушение связи между воспринимаемым зрительным образом и его названием. Сохраняется способность описания предмета. Речь беглая, возможны неточности при подборе слов.
Семантическая Семантическая форма заболевания характеризуется распадом симультанного (одновременного) анализа и синтеза речи и выражается в неспособности понимать сложные грамматические структуры речи.
Амнестическая Амнестическая афазия наблюдается при дефектах функционирования теменной и височной зоны. Отличается неспособностью пациента указать название предмета.

Как показывает таблица, развитие разных форм афазии наблюдается при поражении того или иного участка головного мозга, однако в большинстве случаев затрагивается сразу несколько отделов, что говорит об условности классификации. Виды афазии развиваются параллельно, объединяя симптомы и в равной мере влияя на речь больного.

Симптоматика заболевания

Амнестическая афазия протекает в мягкой форме с неявным проявлением симптомов. Выявить развитие заболевания можно только при длительном общении с больным. Болезнь появляется следующим образом:

  • больной не способен вспомнить названия предметов, но может указать их функции и внешний вид;
  • речь больного либо замедлена с большим количеством пауз, либо беглая с неправильным употреблением слов;
  • пациент многократно повторяет те или иные слова или словосочетания;
  • речь богата парафразами и описательными конструкциями;
  • в высказываниях часто опускаются слова (преимущественно имена существительные);
  • у больного не наблюдается частичной или полной утраты навыков чтения и письма;
  • речь строится грамматически и логически правильно;
  • больной не испытывает трудностей, связанных с произношением звуков;
  • пациентам свойственна правильная артикуляция.

Указанные симптомы могут говорить о развитии как амнестической афазии, так и смежных форм заболевания. Для точного диагностирования формы заболевания необходимо выявить причину ее возникновения.

Причины

Амнестическая афазия наблюдается при повреждении белого вещества на границе теменной, затылочной и височной частей левого (для правшей) полушария головного мозга. Именно эти части мозга представляют собой центр памяти человека и при повреждении вызывают нарушения не только памяти, но и речи пострадавшего. Основные причины включают в себя следующие факторы:

  • при черепно-мозговой травме у пациента фиксируются повреждения головного мозга различной степени. Более легкие травмы (сотрясение мозга) отличаются недолговременной потерей памяти и быстрым восстановлением. Тяжелые повреждения, затронувшие белое вещество головного мозга, могут повлечь за собой серьезные нарушения памяти, а вместе с ней и речевой деятельности человека;
  • болезнь Альцгеймера и болезнь Пика провоцируют постепенное ухудшение памяти и речи, что является результатом прогрессирующих негативных изменений в работе головного мозга;
  • инфекционные заболевания (энцефалиты и менингиты);
  • спутанность сознания, вызванная острой интоксикацией организма внешними (ядовитые вещества, лекарства и т.д.) или внутренними ядами (токсические вещества, содержащиеся в крови человека, больного почечной или печеночной недостаточностью);
  • злокачественные новообразования;
  • хроническое нарушение кровообращения;
  • острые нарушения церебрального кровообращения, приводящие к инсультам, тромбозу сосудов и т.д.;
  • воспаления (абсцесс мозга);
  • некоторые психические состояния.

К группе риска относятся следующие лица:

  • люди пожилого и старческого возраста;
  • люди, страдающие от некоторых общих заболеваний (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, эпилепсия, регулярные приступы острой головной боли и прочие заболевания);
  • люди, имеющие наследственную предрасположенность к заболеваниям подобного рода.

Независимо от причин, ставших отправной точкой развития амнестической афазии, желательно как можно раньше начать курс восстановления. Начало лечения на ранних этапах развития заболевания повышает шансы на выздоровление.

Лечение

Перед назначением лечения для пациента, проводится сканирование головного мозга при помощи современной аппаратуры (магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, ангиография, УЗИ сосудов головного мозга и другие процедуры), что позволяет определить пораженные участки головного мозга.

Исходя из полученной информации, специалисты назначают лечение. В зависимости от типа поражения могут быть назначены как оперативные методы лечения, так и традиционные. В особо серьезных случаях (инсульт, абсцесс) требуется безотлагательное оперативное вмешательство и определенные процедуры в зависимости от повреждения.

Для восстановления речи у любых пациентов необходим комплексный подход, включающий в себя работу со специалистами, медикаментозное лечение, физические упражнения и другие виды восстанавливающих терапий.

Молодые пациенты имеют более высокие шансы на полное восстановление, чем больные пожилого возраста. Известны редкие случаи внезапного выздоровления среди молодых пациентов с крепким здоровьем.

Восстановление пациентов при любой форме афазии длится достаточно долгое время (около 5 лет). При этом ни один врач не может дать пациенту и его родным стопроцентных гарантий на успешное выздоровление даже при соблюдении всех предписаний.

Реабилитация

Только ежедневные занятия с логопедом и другими специалистами будут способствовать активному  реабилитационно-восстановительному процессу. Очень важно правильно выстроить реабилитационный план от простого к сложному.

Для начала пострадавший обязательно должен быть садаптирован к новым условиям.

Только после курса психотерапии можно приступать к восстановительным мероприятиям, так как у больного должна быть создана мотивация, направленная на выздоровление.

Пациент также может в домашних условиях выполнять следующие упражнения:

  1. Простые вопросы: пациенту сначала задают вопросы с односложными ответами да или нет, в дальнейшем переходят на открытые вопросы.
  2. Практикуются тематические диалоги с постепенным развитием диалога по конкретным темам;
  3. Письмо и чтение. Начинается корректировка написания и произношения букв. Затем слогов, которые затем пациент складывает в слова. В дальнейшем при успешном прогрессе переходят на написание диктантов и чтение небольших текстов. Пациенту предлагается пересказать своими словами прочитанный рассказ и ответить на вопросы по его содержанию;
  4. Задание, направленное на соотнесение картинки и текста. Пациенту предлагается выстроить рассказ, при этом последовательно разложив картинки;
  5. Структурирование картинок по общим свойствам и признакам. Пациенту дают задание расположить картинки соответственно категориям и выделением общих характеристик, например, отделить одних животных от других.

Источник: https://stopzaraza.com/nevralgiya/amnesticheskaya-afaziya-simptomy-i-lechenie-zabolevaniya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector