Понятие сенсомоторной афазии: симптомы и методы лечения

Понятие сенсомоторной афазии: симптомы и методы лечения

Афазия может поразить и взрослых, и детей. В результате развития заболевания у человека наблюдаются речевые расстройства. Они возникают из-за поражения в области коры головного мозга, отвечающей за понимание и воспроизведение речи.

А теперь остановимся на этом подробнее.

Что такое «афазия»?

Афазией называют частичное или полное нарушение речи. Причиной развития подобного явления выступает органическое поражение отделов коры головного мозга, которая отвечает за речь.

В случае развития патологии у пациента наблюдается утрата способности к пониманию речи и выражению своих мыслей в словах. Больные люди способны воспринимать звуки. Однако речь для них кажется чужим языком. Человек слышит слова, но их смысл понять не может.

В некоторых случаях возможно одновременное развитие проблем с произношением.

Заболевание может сопровождаться легкими или тяжелыми расстройствами. Если патология имеет сложное течение, может пострадать психическое здоровье человека, а также возникнуть нарушения работы опорно-двигательного аппарата. В результате развития заболевания наблюдается изменение личности больного. Лечение осуществляется с участием невролога, психотерапевта и логопеда.

Заболевание нередко сравнивают с алалией. Однако патологии сильно отличаются друг от друга. При афазии наблюдается потеря речи у человека, который мог говорить. При алалии проблемы имеются изначально. Эта патология развивается в детском возрасте, тогда, как афазия может развиться и у взрослых людей.

Виды афазии

Разновидностей заболевания очень много. Специалисты определяют заболевания на основе анатомических, лингвистических, психологических и иных критериев. К наиболее полному раскрытию вопроса подошёл А. Р. Лурия.  Его классификация считается общепринятой в мировой практике.

Афферентная афазия

Если у человека развивается афферентная афазия, он утрачивает способность к воспроизведению слов. Он не может произнести практически ни одно из них. Если развивается тяжелая и тотальная форма заболевания, больной не в состоянии издать даже звук.

Однако возможно непроизвольное проговаривание слов. Выполнить действие по просьбе пациент не может. Утрачивается представление о том, как именно произносятся звуки.

Пациент не может представить, где должен располагаться язык во время говорения, а также как сомкнуть или разомкнуть рот, чтобы произнести то или иное слово.

Патология возникает в результате разрыва связи между артикуляционным аппаратом и звуковым выражением. Если у человека сохраняется возможность издавать звуки, он может путать сходные по произношению звуки. Возникают сложности и с записыванием букв в правильном порядке.

Чаще всего такое явление констатируют у левшей, которые в последующем были приучены. В этой ситуации человек может пропускать только гласные или согласные в словах. Такие люди не всегда умеют складывать язык трубочкой или цокать языком.

Иные языковые жесты также вызывают проблемы.

Гностические афазии

По-другому разновидность патологии называют акустико-гностической или сенсорной. Заболевание развивается из-за того, что наблюдается поражение верхней части коры височной области мозга. Именно здесь находится так называемая зона Вернике.

Она отвечает за восприятие и понимание страховой части речи. Если у человека развилась патология, он сталкивается с нарушением пневматического анализа у слов. Это значит, что больной полностью или частично не понимает речь, которая обращена к нему.

Важной особенностью выступает тот факт, что нарушение слуха у таких людей отсутствует. Они способны говорить. Пациенты легко произносят простые и знакомые им слова.

Однако воспроизвести новые и сложные выражения им трудно. Если у человека развилась патология, он говорит просто, однако речь запутанная. Смысл сказанного понять очень сложно.

Это происходит из-за того, что структура составленного предложения нарушена.

Такие пациенты нередко говорят очень эмоционально и быстро. Однако их речь не связанная. Иногда создается впечатление, что такой человек говорит на собственном языке.

Вместе с развитием заболевания утрачивается и способность записывать слова и предложения. Читать вслух такие люди также не могут. При заболевании сам больной может не осознавать присутствующее у него нарушение.

Он не понимает, что совершает ошибки в произношении слов.

Динамическая афазия

Динамическая афазия является одной из вариаций моторных разновидностей патологии. В этой ситуации наблюдается поражение области головного мозга, которая расположена рядом с зоной Брока. В разновидности патологии наблюдается снижение речевой активности. Создаётся впечатление, что больной не хочет говорить.

Речь у таких пациентов замедленная, скудная и спонтанная. В ней отсутствует экспрессивность и динамика. Во фразах нет глаголов, предлогов, междометий и сложных прилагательных. Слова в предложениях не согласованы между собой.

Логопедическая афазия

При всех разновидностях заболевания могут применяться методики, позволяющие восстановить речь. Их эффективность зависит от разновидности патологии и степени поражения. Так, в некоторых ситуациях может потребоваться многолетнее лечение.

В некоторых случаях восстановление может занять всего несколько часов или дней после поражение головного мозга. Однако в большинстве ситуаций требуется значительно больше времени. При этом полностью восстановить речевую функцию невозможно.

Мнестическая афазия

 Если у пациента развилась мнестическая афазия, наблюдается нарушение слуховой памяти. Пациент становится забывчивым. Человек знает, для чего нужен предмет, однако не помнит, как он называется.

Больные патологией не понимают смысл антонимов и синонимов. Такие люди не могут обобщать слова в группу понятий. Переносный смысл пациенту с такой патологией также непонятен.

Заболевание развивается на фоне проблем нижней височной области полушария.

Заболевание характеризуется выраженным словарным дефицитом. Речь пациентов в основном содержит глаголы. Такие люди говорят эмоционально и спонтанно. Заболевание нередко сопровождается дефектами счёта и выполнения иных арифметических действий. При этом пациент умеет хорошо читать. Фонетический слух сохраняется.

Моторная афазия

Если у человека развилась моторная афазия, он испытывает трудности с произнесением слов или звуков. При этом пациент понимает обращенную к нему речь. Если наблюдается тяжелая форма патологии, возможность говорить пропадает вовсе.

Даже после того, как человек пройдет процедуру восстановления, сложность с произношением трудных высказываний и складыванием слов во фразы может сохраниться. При этом больной может вести диалог с другими людьми при помощи жестов и мимики.

Речевая афазия

Под это понятие попадает любая разновидность заболевания. Пациент, страдающий речевой афазией, может испытывать трудности с произнесением слов и их пониманием. При этом заболевание является приобретенным. Оно возникает в результате повреждения коры головного мозга, отвечающей за воспроизведение и понимание речи. В зависимости от разновидности патологии меняются симптомы, присущие ей.

Семантическая афазия

При семантической афазии у человека наблюдаются проблемы с составлением даже несложных текстов. В результате он начинает сопоставлять близкие и далекие по смыслу слова. Дополнительно происходит распад семантической структуры и речи. Она лишается всякого смысла.

Дополнительно могут наблюдаться иные отклонения. Так, у людей, которые страдают этой разновидностью патологии, присутствует проблема с движениями пальцев, отсутствует понимание смысла пословиц и поговорок. Логическое мышление также не развито.

Это не дает пациенту решать сложные задачи. Больной не может понять сложные фразы и предложения. Его разум способен распознать только фразы, которые состоят не более, чем из 11 слов. Имеет место быть нарушение целенаправленных движений и действий.

При этом сохраняются элементарные составляющие движения.

Сенсомоторная афазия

Сенсорно-моторная афазия сочетает в себе симптомы обеих разновидностей патологии. Человек не может понимать и воспроизводить речь. Патология может развиться у лиц преклонного возраста или возникнуть в результате травмы головного мозга, а также иных воздействий, оказываемых на него внешними и внутренними факторами.

Сенсорная афазия

Если у человека наблюдается сенсорная афазия, он не может понять смысл собственных и чужих слов. Патология возникает в результате изменений в корковом отделе слухового анализатора. Это верхняя часть височной доли каждого полушария. Если поражены сразу обе области головного мозга, это может стать причиной развития тотальной афазии.

Тотальная афазия

Тотальную афазию по-другому именуют сенсорно-моторной. При патологии человек полностью утрачивает возможность понимать речь и говорить. При этом нарушение слуха не возникает. Проблема кроется в головном мозге пациента.

Симптомы афазии

Симптомы заболевания во многом зависят от разновидности патологии. Однако при всех вариантах заболевания присутствует нарушение речи. Особенности проявления патологии зависят от того, какая зона головного мозга подверглась поражению.

Так, если у пациента развилась сенсорная афазия, нарушение кроется в височной области. Обычно поражению подвергается левая часть. Возможно нарушение в не проводящих путях. Именно они соединяют эту зону с другими участками мозга. В случае возникновения патологии наблюдается непонимание значения слов.

Из-за этого пациент обладает не связной речью. Он не может согласовать слова друг с другом.

При моторной афазии наблюдается нарушение работы лобной доли или проводящих путей. Такие пациенты обладают спутанной и обрывистой речью. Начав разговор, больной не может произнести ни слова. Постепенно он старается больше молчать. Устную речь пациент понимает, однако нормально говорить не может.

Возможны варианты, при которых пациент не понимает и не может воспроизводить речь. Иногда заболевание сопровождается дополнительными нарушениями.

Причины и профилактика афазии

 Нарушение всегда возникает в результате изменений, происходящих в центрах коры головного мозга. Явления происходят уже после того, как речь полностью сформировалась. Причин, которые способствуют развитию патологии очень много. Нередко явление наблюдается из-за сосудистых заболеваний головного мозга.

Сюда относят геморрагический или ишемический инсульт. Аналогичное явление способно вызвать черепно-мозговые травмы или воспаление головного мозга. Опухоли, патологии ЦНС, ранее перенесенные хирургические вмешательства также способны спровоцировать появление патологии.

Специалисты выделили ряд факторов, повышающих вероятность возникновения отклонения. В перечень входят:

  • преклонный возраст;
  • гипертония;
  • ранее перенесенная ишемическая атака;
  • ревматические пороки миокарда;
  • присутствие заболевания в анамнезе семьи;
  • повреждение тканей головы и костей черепа;
  • атеросклероз сосудов головного мозга.

То, как будет развиваться заболевание, во многом зависит от степени поражения мозга. Профилактические меры борьбы с заболеванием заключаются в предупреждении сосудисто-мозговых катастроф и черепно-мозговых травм. Необходимо своевременно проходить диагностику. Это позволит вовремя выявить начавшееся развитие опухолевых поражений головного мозга.

Коррекция афазии с упражнениями

Лечение патологии напрямую зависит от его формы. В первую очередь устраняют возможную причину появления заболевания. Восстановление речи может занять довольно много времени. Терапия включает в себя медикаментозное лечение и логопедическое воздействие. Только при таких условиях возможна качественная коррекция речевых дисфункций.

Пациент должен регулярно выполнять упражнения. Некоторые пациенты изначально начинают произносить звуки, а в последующем переходят к более сложным словам и предложениям. Другим пациентам изначально проще говорить слово, а затем выделить из него звук.

Иногда пациенту легче воспроизводить звук после показа буквы, соответствующей ему. Упражнений, способствующих коррекции патологии, достаточно много.

Если у человека возникли проблемы с пониманием речи, необходимо начать выполнять следующие действия:

  1. Показать на картинке по просьбе специалиста, где находится цветок, солнце, нос, палочка и иные детали изображения.
  2. Ответить на вопросы: ты любишь сладкое? У тебя на столе стоит молоко? Ты сидишь в кресле? Ты стоишь на улице?
  3. Выполнить следующие действия: достать из стола ручку, открыть книгу, сжать руку в кулак.
Читайте также:  Способы лечения сенсорной афазии

Все действия выполняются по просьбе другого человека и могут меняться. Важно научиться понимать, что именно хотят от пациента. Дополнительно может проводиться артикулярная гимнастика. Основная работа в лечении патологии ложится на логопеда.

Именно этот специалист учит пациента правильно произносить звуки, слоги и составлять фразы. Для этого применяются специальные упражнения. Иногда может потребоваться восстановление слухоречевой памяти.

Врач проводит работу над экспрессивностью речи, запоминанием названия предметов и их назначения, а также идет работа над восстановлением функции чтения и письма.

Источник: https://zdorrov.com/drugie/afaziya.html

Афазия

Афазия — это полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением речевых центров коры головного мозга или их проводящих путей при сохранности функции речевых мышц (языка, губ, гортани).

Афазия возникает при кровоизлияниях в мозг, тромбозе сосудов мозга, абсцессах, черепно-мозговых травмах и т. д. Афазия часто сопровождается расстройством чтения — алексией, письма — аграфией, счета — акалькулией.

В зависимости от зоны поражения развиваются  различные  формы  афазии.

Моторная афазия характеризуется затруднением или невозможностью произносить слова при сохранении произношения отдельных звуков и понимания речи. При наиболее тяжелой моторной афазии речь полностью отсутствует. В этих случаях даже после восстановления речи у больного остаются затруднения в сложных высказываниях, при повторении серии слов (дом, лес, кот), фразы.

Сенсорная афазия характеризуется нарушением понимания речи (словесная глухота) при сохранении способности говорить.

В легких случаях больной еще понимает отдельные слова и даже короткие фразы, особенно привычные («откройте рот», «покажите язык»).

В противоположность больным с моторной афазией эти больные бывают болтливы, но так как они не понимают и своих слов, они теряют контроль над своей речью, и она тоже нарушается, появляются замены букв, слогов и даже целых слов.

Семантическая (смысловая) афазия характеризуется нарушением понимания смысла фраз, которые связаны между собой предлогами, союзами и т. д.

Больные хорошо говорят, понимают обращенную к ним речь, но не могут понять разницу в таких словосочетаниях как «брат отца» и «отец брата»; могут показать карандаш, ключ, но не понимают задания показать карандашом ключ или ключом карандаш.

Семантическая афазия часто сочетается с амнестическими расстройствами  речи.

При амнестической афазии больные забывают названия предметов. Вместо того чтобы назвать ложку, карандаш, они описывают их качества и назначение: «это — чем едят», «это — чем пишут». Однако нередко достаточно произнести первый слог, чтобы больной вспомнил слово и произнес его, но через несколько минут он снова его забывает.

При тотальной афазии больной не говорит и не понимает речь. Чтение и письмо совершенно невозможны.

При всех формах афазии необходимо лечить основное заболевание и проводить длительные занятия с логопедом. Нужно помнить, что афазия не является психическим расстройством, и эти больные не подлежат лечению  у  психиатров.

Афазия (от греч. aphasia — утрата речи) — нарушение речи в связи с изменениями в пределах либо собственно второй сигнальной системы (И. П.

Павлов), осуществляющей анализ и синтез слов, представляющих собой «сигналы сигналов», либо соотношений второй сигнальной системы с первой. Таким образом, из афазии исключаются дизартрии (см.

) и те нарушения речи, которые зависят от глухоты (глухой не слышит речи, при афазии больной слышит ее, но не понимает ее смысла, не воспринимает слово как «сигнал сигналов»).

Во второй сигнальной системе, так же как и в первой, имеются афферентные и эфферентные части; слово не только произносится человеком для общения с себе подобными, но и воспринимается им.

Поэтому можно говорить об экспрессивной речи, которая включает как устную, так и письменную речь (при последней написанное или напечатанное слово является таким же «сигналом сигналов», но осуществляется движениями кисти и воспринимается зрением), и импрессивной речи — понимание речи по слуху и чтение.

Речевой процесс един, но он может быть нарушен в различных своих звеньях, в соответствии с чем афазические расстройства характеризуются большим многообразием.

Нарушенной может быть преимущественно экспрессивная (моторная афазия) или импрессивная речь (сенсорная афазия), устная речь (собственно афазия) или письменная (алексия — нарушение чтения, аграфия — нарушение письма).

Исследование афазических нарушений. Устная речь. Исследование повторной речи (буквы, слова, фразы), рядовой речи (числовой ряд, перечисление дней недели, месяцев и т. д.), называние показываемых предметов, разговорная речь (ответы на вопросы), рассказ.

При исследовании необходимо обращать внимание на желание или нежелание говорить, на бедность речи или многоречивость (логорея). При амнестической афазии выпадают конкретные обозначения, названия предметов. При моторной афазии страдает главным образом грамматическая структура речи (падежи и склонения) — так называемый аграмматизм.

Литеральная парафазия характеризуется перестановкой или заменой букв в слове, вербальная — заменой слов в предложении.

Письменная речь. Больному дают списывать, писать под диктовку, писать заученные ранее слова, названия показываемых предметов; писать ответы на задаваемые устно или письменно вопросы, рассказ на заданную тему, пересказ литературного произведения.

Понимание устной речи.

Понимание смысла слов, фраз, показывание называемых предметов, понимание и выполнение простых и сложных (многозвеньевых) инструкций (необходимо исключить апраксию), понимание рассказа с простым содержанием и сложного в смысловом отношении. Весьма важно определить диффузность восприятия речи, для чего предназначаются фразы и инструкции с нелепым содержанием, с лишними словами, грамматическими и синтаксическими неправильностями и т. д.

Чтение. Отдельно исследуют чтение вслух и понимание прочитанного про себя, так как возможны случаи, когда эти функции нарушаются более или менее независимо друг от друга. Исследуют также музыкальную речь как экспрессивную, так и импрессивную (слуховую и зрительную). Нарушения музыкальной речи носят название амузий.

Синдромы афазии. В тех случаях, когда очаг поражения очень велик (инсульт, травма) и имеется начальная стадия поражения (диасхиз, иррадиация торможения), нарушение охватывает все стороны речевого процесса и возникает тотальная афазия.

Тотальной афазия иногда остается и в дальнейшем, но во многих случаях речь в той или иной мере восстанавливается и выявляются синдромы, обнаруживающие диссоциацию речевых функций, что в более легких случаях может наблюдаться и в начальной фазе заболевания.

Основные формы афазий, характеризующиеся диссоциированным нарушением речи, составляют моторная, сенсорная, проводниковая, амнестическая афазия, алексия.

Сенсорная афазия (афазия Вернике). Основной симптом — нарушение понимания устной и письменной речи. В тяжелых случаях больной относится к речи, как к любому шуму, не имеющему смыслового значения. В менее тяжелых в хаосе звуков он все же улавливает отдельные слова — наиболее обиходные, особенно свое имя.

Экспрессивная речь также нарушена, но совершенно иначе, чем при моторной афазии. При последней больной говорит неохотно и мало, при сенсорной афазии он излишне многоречив (логорея), говорит плавно, без напряжения. Однако эта многоречивая продукция может быть столь богатой вербальными парафазиями и персеверациями, что речь становится совершенно непонятной.

Больной не понимает прочитанное и устную речь, правильно улавливает в тексте только отдельные, самые привычные слова. В более редких случаях при «чистой» (субкортикальной, по Вернике) сенсорной афазии устная и письменная речь, а также понимание прочитанного (внутренняя речь) сохраняются, нарушается только понимание устной речи.

Наблюдаются и такие случаи сенсорной афазии (транскортикальная сенсорная афазия, по Вернике), когда сохраняется повторение при нарушении понимания устной речи.

Проводниковая афазия характеризуется, по Вернике, парафазиями, нарушениями повторения, чтения и письма при сохранении понимания речи и списывания.

При амнестической афазии больной «забывает» названия предметов при хорошо сохраненной структуре предложений и отсутствии парафазий. Тем же «забыванием» обозначений характеризуется и письменная речь.

Алексия, как и аграфия, наблюдается в той или иной степени в большинстве случаев моторной и сенсорной афазии, но встречается иногда и изолированно, в виде «чистой словесной слепоты»: больной видит написанное слово, но не понимает его смысла.

Топикодиагностическое значение афазических синдромов.

Характер афазических синдромов определяется местом поражения, характером патологического процесса, общим состоянием, особенно состоянием васкуляризации мозга, возрастом больных, их преморбидным состоянием, типом высшей нервной деятельности.

При моторной афазии поражение всегда локализуется в зоне распределения передних ветвей левой (у правши) средней мозговой артерии, наиболее часто (хотя не всегда) с поражением извилины Брока.

Сенсорная афазия возникает при поражении левой (у правши) височной области.

И в таких случаях нельзя говорить о какой-либо узкой локализации в пределах этой зоны, хотя все же поражение чаще всего обнаруживается в заднем отделе верхней височной извилины (задний отдел поля 22).

Амнестическая афазия чаще наблюдается в тех случаях, когда очаг располагается в переходной височно-теменно-затылочной подобласти (поле 37), чистая алексия — при поражении угловой извилины (поле 39).

Течение и прогноз афазии зависят в основном от характера основного заболевания. Как временное явление афазия возникает в редких случаях в течение приступа мигрени или в связи с эпилептическим припадком.

Прогноз при прочих равных условиях более благоприятен при сенсорной афазии, чем при моторной, и гораздо благоприятнее в молодом возрасте, чем в пожилом.

Терапия должна быть направлена на лечение основного заболевания, большое значение имеют и специальные мероприятия — систематические упражнения в речи и письме.

Источник: http://www.medical-enc.ru/1/aphasia.shtml

Сенсорная афазия — особенности, виды, прогнозы

Сенсорная форма афазии — речевое расстройство, вызванное нейрогенными поражениями височных долей головного мозга. Патология часто является следствием инсульта: больной слышит речь окружающих, но не понимает ее смысл, теряет вербальные навыки.

В редких случаях заболевание диагностируют у детей. Прогнозы при сенсорной афазии зависят от многих факторов, но практика показывает, что при правильном лечении обычно наблюдается значительное улучшение состояния больного.

Формы сенсорной афазии

Рассмотрим формы сенсорной афазии.

Семантическая афазия

Дисфункция блока восприятия, анализа и хранения поступающей информации. Человек, страдающий семантической афазией, в основном понимает обращенную к нему речь и может связно говорить.

Трудности возникают в восприятии схожих значений: например, больной не увидит разницы между словосочетаниями «подруга сестры» и «сестра подруги», и не свяжет назначения ручки и листа бумаги.

На фоне выявленных нарушений появляются проблемы с письменной речью, чтением.

Может пропасть чувство ритма. Все это дестабилизирует и без того шаткое психологическое состояние больного: нарастает тревожность, возбудимость, возможно появление бессонницы.

Акалькулия афазия

Определение объединяет нарушения понимания чисел и совершения арифметических операций.

Выражается акалькулия по-разному: больной перестает воспринимать цифры на звук и/или визуально, не может восстановить числовой ряд по уменьшению или возрастанию, не способен совершать вычисления. Чаще всего при акалькулии люди не видят разницы между визуально схожими цифрами (9 и 6, 132 и 231).

Читайте также:  Особенности приведения мрт головного мозга

Патология крайне редко встречается в обособленном виде, обычно она сопровождает другие виды сенсорных афазий. Полная картина дисфункции будет зависеть от того, какой именно участок мозга был поражен и насколько сильно. В целом акалькулия успешно корректируется.

Сенсорно моторная афазия

Моторно сенсорная афазия часто приобретает афферентную форму: при сохранении способности воспроизводить звуки больной теряет способность произносить многие слова, особенно сложные, часто вообще не может говорить.

Понимание обращенной речи при этом сохраняется, чем пациент сообщает при помощи вербальных знаков — например, кивком головы. При отсутствии проблем с мелкой моторикой человек с моторной афазией может изъясняться письменно. Навыки чтения тоже сохраняются.

Эфферентная форма: типичным признаком является навязчивое повторение отдельных слогов (напоминает заикание) или слов. Иногда сохраняется автоматизированная речь, то есть человек непроизвольно выдает выученные когда-то стихи, песни.

Тотальная афазия

Крайняя, самая тяжелая степень нарушения. Больной не воспринимает чужую речь и не говорит самостоятельно. Чтение, письмо, изъяснение при помощи артикуляции при тотальной афазии невозможны. Близким пациента с таким диагнозом нужно помнить, что отклонение не является психическим!

Обычно тотальная афазия проявляется и наблюдается первые несколько дней после инсульта, затем в большинстве случаев сознание и речь пациента восстанавливаются, пусть и не полностью.

Специфические признаки сенсорной афазии у детей

Афазия у детей встречается редко — примерно в 0,4% случаев выявления нарушений речи ставится этот диагноз. Если у взрослых сенсорная форма афазии чаще всего развивается после инсульта, то в детском возрасте такой фактор практически исключен.

Классификация детских афазий зависит от природы заболевания: оно может быть вызвано изменением тканей головного мозга или долгой эпилептической активностью. Оба типа включают несколько разновидностей, признаки которых зависят от характера и локализации очага поражения.

Следует выделить несколько факторов, провоцирующих развитие сенсорной афазии у детей:

  • гипоксия плода во время беременности;
  • сдавливания, гематомы и отеки головного мозга в результате родовых травм;
  • воспалительные, инфекционные, дегенеративные процессы;
  • черепно-мозговые травмы;
  • опухолевые процессы, затрагивающие головной мозг;
  • врожденные церебральные сосудистые аномалии;
  • синдром Ландау-Клеффнера.

Последний пункт сам по себе часто называют эпилептической афазией, хотя он не является эпилепсией в ее обычном медицинском значении. Механизм патологии изучен не до конца, но известно, что склонность к ней часто наследуется.

Сенсорная форма афазии у детей долгое время может оставаться незамеченной — форма ее протекания обычно более мягкая, чем у взрослых. Фиксируют патологию в 3-7 лет, но внимательные родители могут и раньше заметить первые тревожные звоночки:

  • Ребенок после 1,5 лет с трудом воспринимает обращенную речь (или не воспринимает вовсе);
  • В три года малыш с трудом произносит ряд звуков или отдельные (несложные) слова, не говорит простыми предложениями;
  • Есть трудности с запоминанием новых слов и осознанием их типологии. Например, ребенок не понимает, что «птичка» и «ворона»- не всегда одно и то же, эти слова для него существуют отдельно;
  • Многие фразы в речи остаются незаконченными, потому что малыш не может подобрать нужное слово;
  • Активно говорящий ребенок с трудом подбирает слова-синонимы, испытывает трудности при описании предмета или эмоций;
  • У дошкольника сбивчивая путаная речь даже в спокойном состоянии, а при стрессах или эмоциональном возбуждении явление становится более выраженным;
  • Нарушенное восприятие времени. Самый специфический признак — ребенок не с трудом выполняет действия последовательно (например, при сборе игрушки-конструктора), не может правильно восстановить хронологию дня.

Сенсорная форма афазии у детей чаще выражается не комплексно, а как отдельное проявление: нарушение устной, экспрессивной, импрессивной речи, чтения (алексия), письма (аграфия).

Очень редко и обычно в подростковом возрасте фиксируется динамическая афазия — отсутствие в речи глаголов, шаблонов.

Диагностика

Учитывая разнообразие проявлений сенсорной афазии, разную степень их выраженности, а также большую вероятность совмещения сразу нескольких патологий, для постановки точного диагноза потребуется провести подробное обследование пациента, которое включает:

  • Сбор анамнеза. Изучение истории болезней пациента поможет выяснить, когда и почему именно начала развиваться афазия;
  • Осмотр невролога. Врач оценивает симптоматику, предполагает локализацию поражения. У детей оценивается уровень психического развития, его соответствие возрасту;
  • Посещение нейрохирурга. Обязательно для пациентов с черепно-мозговыми травмами и внутричерепными опухолями;
  • МРТ, МСКТ головного мозга. Методы позволяют выявить изменения структуры головного мозга: гематомы, новообразования, воспаления, зоны инсульта, дегенеративные процессы;
  • При нарушениях мозгового кровообращения необходимо сделать МРТ сосудов головного мозга;
  • Все пациенты с подозрениями на психические нарушения попадают на осмотр к психиатру. Задача врача в этом случае — выделить признаки сенсорной афазии на фоне когнитивных расстройств.

Дальнейшая диагностика заключается в проведении множества тестов, выявляющих афазические нарушения. Тестирование контролируется логопедом, неврологом, психологом.

  • Изучается устная и письменная речь больного, его способность к повторной и рядовой речи (перечисления дней недели, числовой ряд), сохранение грамматики и понимания терминов.
  • Проверяется слуховое и визуальное понимание цифр, способность производить вычисления.
  • Для выявления скрытых нарушений восприятия пациента просят прочитать отрывок текста вслух или про себя, а затем пересказать прочитанное.
  • Тестирование маленьких детей проводится по специальной методике, приближенной к игровой форме.

Используются карточки с картинками, пазлы, логические и математические задания. Ребенка просят вспомнить сюжет любимой сказки, посмотреть мультфильм и кратко пересказать его.

Коррекция сенсорной афазии

На основе результатов проведенного обследования для каждого конкретного случая сенсорной афазии разрабатывается индивидуальная программа комплексного лечения. Обычно в него входят:

  • Медикаментозная терапия. Назначаются ноотропные и нейротрофические препараты, комплекс витаминов. При угрозе отека головного мозга вводят осмодиуретики через капельницу, прописывают мочегонные препараты. Пациентам с инфекционными поражениями головного мозга необходимо пройти лечение медикаментами, разработанными для борьбы с возбудителями болезни. В случае выявления психических отклонений могут быть назначены психотропные препараты.
  • Арифметические и логопедические занятия. Упражнения подбираются в соответствии с картиной заболевания. Методики направлены на восстановление зрительного и слухового восприятия, логического мышления, способности к концентрации. Пациент проговаривает сначала короткие, затем сложные фразы, решает арифметические задачи. Хорошие результаты дает работа с предметными картинками, соотнесение изображений и текста, простые диктанты. Занятия должны проводиться ежедневно, поэтому без помощи близких пациенту не обойтись. Часто развивающие детские пособия могут быть использованы для восстановительных занятий при сенсорной афазии у взрослых.
  • Психотерапия. Речевые нарушения, вызванные афазией, становятся причиной угнетенного психологического состояния у пациента. Больше остальных страдают дети, которые не могут влиться в социальную среду и вынуждены терпеть насмешки сверстников. Позитивная дружелюбная обстановка в семье и твердая поддержка близких имеют огромное влияние на результативность терапии. Замечено, что прогресс у больных афазией часто возникает после общения с животными — лошадьми, собаками, кошками. По возможности рекомендуется завести домашнего питомца.
  1. Прогнозы лечения могут быть разными в зависимости от тяжести и типа сенсорной афазии.
  2. Негативными факторами считаются пожилой возраст, патологии кровообращения, наличие не подлежащих удалению внутричерепных опухолей.
  3. Для молодых физически крепких людей, чье заболевание было спровоцировано травмой или лакунарным инсультом, вероятность полного восстановления близка к стопроцентной.

Источник: https://logoprav.ru/defekty/sensornaya-afaziya

Сенсомоторная афазия это

Сенсомоторная афазия, которая часто называется афазия Брока, является тяжелым неврологическим расстройством, проявляющимся выраженными нарушениями речи. Болезнь имеет несколько форм, которые сопровождаются различными симптомами.

Оглавление:

Причины патологии

Моторная или сенсорная афазия развивается из-за поражения левой лобной доли, отвечающей за функции речевого аппарата. Поражение этого отдела коры головного мозга может быть спровоцировано:

  • черепно-мозговыми травмами;
  • перенесенным инсультом;
  • абсцессом мозга;
  • энцефалитами различной природы;
  • хроническими нарушениями функционирования центральной нервной системы;
  • злокачественными и доброкачественными новообразованиями мозга с тенденцией к стремительному разрастанию;
  • болезнями Пика и Альцгеймера.

Группу риска развития заболевания составляют гипертоники, пациенты со склонностью к внутричерепному кровоизлиянию и ишемической болезнью. В большинстве случаев патология диагностируется у пациентов старшего возраста.

Виды нарушения

Различают два основных вида нарушений – это моторная афазия и сенсорная.

При моторной наблюдается полная утрата связной речи. Пациент не может произносить слова, однако способен понимать чужую речь. При этом произношение отдельных звуков не вызывает затруднений.

Сенсорная — сопровождается специфической глухотой, характеризующейся неспособностью воспринимать речь.

Слух пациента при этом не страдает, нарушение наблюдается в том отделе мозга, который отвечает за понимание речи, но не за слух.

Пациент сохраняет способность говорить, но не способен услышать то что говорит он сам, поэтому со временем речь теряет внятность, слова заменяются бессмысленными звуками.

Отдельным видом считается сенсорно-моторная афазия, характеризующаяся одновременной неспособностью произносить слова и воспринимать речь на слух. Эта форма характеризуется симптомами и моторной и сенсорной. Такое нарушения является самым сложным и практически не поддается лечению.

Клинические формы моторной афазии

Отдельно выделяют два вида:

  • эфферентная моторная афазия;
  • афферентная моторная афазия.

Эфферентная сопровождается возможностью произношения слогов, однако полной неспособностью пациента складывать из них слова.

Характерной особенностью такой клинической формы заболевания является своеобразная зацикленность больного на определенных звуках, которые у него хорошо выходят.

При этом переключение с одной группы звуков на другую очень затруднены, что является главным препятствием нормальной связной речи больного.

Афферентная моторная афазия характеризуется невозможностью специально произнести определенные звуки.

Тем не менее для этой формы патологии характерно произвольное произношение определенных слогов и звуков, без непосредственного усилия со стороны пациента.

Если такого пациента попросить сказать какое-либо сочетание звуков, он не сможет этого сделать, однако спустя время требуемый звук будет произнесен произвольно.

Другие формы патологии

Афазия Брока делится на следующие виды:

  • амнестическая;
  • семантическое заболевание;
  • тотальное нарушение.

Амнестическая афазия приводит к тому, что теряется номинативный смысл слов. При этой форме пациент не способен назвать определенные предметы. Вызывает нарушения памяти, при которых больной забывает название предмета, но не его функцию.

Для таких пациентов свойственно называть предметы по их функции, например, шариковую ручку больной назовет «предметом который пишет».

Болезнь также характеризуется способностью вспомнить название предмета, если пациенту подскажут первые буквы или первый слог.

Как следует из названия, семантическая форма патологии сопровождается невозможностью понимания семантики определенных слов или фраз. Эта форма часто сопровождается нарушением понимания именно словосочетаний. Нередко семантическая и амнестическая формы патологии диагностируются одновременно у одного пациента.

Тотальная афазия – это сложная форма патологии, которая развивается из-за обильного поражения мозга. При этом заболевании больной не может воспринимать речь и говорить, а кроме того теряет навыки письма и чтения.

Как проявляется болезнь

Афазия возникает при поражении участка головного мозга, отвечающий за речь и ее восприятие. Особенностью болезни является то, что она неуклонно прогрессирует.

Читайте также:  Массаж при остеохондрозе грудного отдела позвоночника

Характерные симптомы расстройства:

  • произвольная перестановка звуков в словах;
  • тенденция к пропускам букв при письме и разговоре;
  • нарушение произношения слов;
  • сложности с подбором правильного слова в речи;
  • увеличенные паузы в разговоре;
  • отсутствие эмоций при разговоре;
  • увеличение числа ошибок при письме и чтении;
  • нарушения памяти и анализа разговорной речи;
  • внезапное заикание.

Речь пациента сильно меняется. При адекватной оценке собственных возможностей, больные становятся замкнутыми и молчаливыми. Эмоциональная окраска речи теряется, увеличиваются паузы между словами, во время которых больной пытается вспомнить слово или произнести определенный звук.

Диагностика патологии

Диагностика проводится на основании обследования мозга (МРТ) и анализа количества поврежденных участков.

Также пациентам назначают допплерографию сосудов и люмбальную пункцию. Врач проводит оценку речи больного, для чего пациента просят прочитать отрывок из книги и написать несколько предложений.

В зависимости от степени поражения лобной доли мозга подбирается медикаментозное лечение и упражнения.

Особенности терапии

Лечение патологии проводится с помощью медикаментозных препаратов и логопедических упражнений. Из препаратов применяют:

  • вазоактивные средства;
  • антидепрессанты и седативные препараты;
  • препараты для нормализации тонуса мышц (миорелаксанты);
  • ноотропные средства.

Особое внимание в медикаментозном лечении уделяется ноотропным препаратам, которые улучшают когнитивную функцию и нормализуют метаболические процессы в головном мозге.

Наравне с медикаментозным лечением, больному показана коррекция речи у логопеда, а также физиотерапевтические процедуры для нормализации обменных процессов и улучшения кровообращения.

Своевременно начатое лечение поможет восстановить речевые способности, однако для этого потребуется не менее двух лет. В запущенных случаях без квалифицированного лечения возможна полная утрата речи и способности ее воспринимать.

Информация на сайте предоставлена исключительно в популярно-ознакомительных целях, не претендует на справочную и медицинскую точность, не является руководством к действию. Не занимайтесь самолечением. Проконсультируйтесь со своим лечащим врачом.

Источник: http://nashinervy.ru/o-nervnoj-sisteme/motornaya-afaziya-ili-afaziya-broka.html

Сенсомоторная афазия — тяжелое поражение речевых центров

Потеря речи в полном или частичном объеме для человека является тяжелой ситуацией, которая значительно нарушает качество жизни и приводит к инвалидности.

В медицине эта проблема называется афазией. Она возникает при угнетении функциональной активности из-за поражения определенных областей коры головного мозга и является симптомом серьезного неврологического заболевания или травмы.

В зависимости от локализации патологического очага речевые расстройства могут иметь разные проявления, с этим связано выделение нескольких основных видов афазий.

Одной из самых тяжелых форм является сенсомоторная афазия, которая представляет собой сочетание двух видов нарушений речи (сенсорная и моторная). В чем особенность данного клинического симптома и как с ним справиться?

Факторы-провокаторы нарушения

Развитие афазии всегда связано с патологическим процессом или повреждением участков мозга, ответственных за речь. Эта функция в каждом полушарии имеет моторное (двигательное) и сенсорное (чувствительное) обеспечение.

Например, моторная афферентная и эфферентная афазия (нарушение способности произносить слова) появляется при поражении той области коры, которая отвечает за движения (нижняя лобная извилина левого полушария).

Сенсорная форма речевого расстройства (отсутствие понимания смысла своих и чужих слов) связана с патологией в корковом отделе слухового анализатора (верхняя часть височной доли каждого полушария). Сочетанное поражение этих областей приводит к развитию тотальной (сенсомоторной) афазии.

Основные причины появления данного симптома:

  • острые нарушения церебрального кровообращения (инсульт, кровоизлияния) — самая частая причина у взрослых пациентов;
  • тромбоз и эмболия сосудов мозга;
  • травмы головы;
  • нейрохирургические оперативные вмешательства;
  • злокачественные опухоли головного мозга;
  • воспалительные процессы (энцефалит);
  • хронические прогрессирующие болезни, приводящие к дегенеративным изменениям (Альцгеймера, Пика).

Предрасполагающими факторами считаются:

  • почтенный возраст;
  • неблагоприятный семейный анамнез;
  • сопутствующие тяжелые болезни — атеросклероз, декомпенсированный сахарный диабет, артериальная гипертония, ИБС, частые ишемические атаки, пороки сердца и сосудов.

Клинические проявления

Сенсомоторная афазия — это сочетание симптомов, характерных для обоих видов речевых нарушений. Такая сложная клиническая ситуация вызывает значительные трудности в общении у людей с сохраненным интеллектом и приводит их к инвалидности.

Моторная афазия проявляется в двух формах:

  • афферентная форма — больной не способен произнести отдельные звуки по своему желанию или по просьбе кого-либо из-за проблем с артикуляцией, однако возможно самопроизвольное произношение подобных звуков в другое время;
  • эфферентная форма — человек может говорить отдельные звуки или слоги, но не может их сложить в слова, у него отсутствует умение переключаться с одного звука на другой, поэтому такой пациент часто повторяет один и тот же слог или застревает сразу при первом произнесении и перестает дальше говорить вообще.

Сенсорная (акустико-гностическая афазия) характеризуется полным или частичным отсутствием понимания своей или чужой речи при нормальном слухе.

Такие больные могут правильно произносить слова и строить фразы, нередко они быстро и часто говорят, не понимая смысла услышанного. Страдает как спонтанно появляющаяся речь, так и повторение за логопедом, описание предметов и картинок или чтение вслух.

Комбинация симптомов сенсорной и моторной афазии дает в итоге клинику сенсомоторного расстройства, как наиболее тяжелого среди всех речевых нарушений. Больной при этом не понимает других и не может сам нормально говорить.

Степень утраты своей речи и возможность распознавать правильно разговор окружающих людей будет зависеть от индивидуальных особенностей и серьезности имеющихся повреждений.

Этот сложный вид афазии еще называют тотальным из-за нарушения всех аспектов речевых функций человека. Нередко он может сочетаться с другими неврологическими проявлениями (например, с гемипарезом) или общими симптомами (рассеянность, апатия, сонливость).

Лечебная помощь

Для больных с афазией необходима организация двух направлений лечения.

  1. Медицинская помощь — проведение терапии основного заболевания, вызвавшего появление речевого расстройства, проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга. Это могут быть консервативные мероприятия (препараты для улучшения мозгового кровообращения, обменных процессов) и хирургические методы (удаление опухоли, абсцесса) с последующим назначением ЛФК, массажа, физиотерапии, механотерапии, методов психологического воздействия.
  2. Логопедическая коррекция — это долгосрочная кропотливая работа со специалистом, направленная на постепенное восстановление утраченных речевых функций. Надежда на спонтанное излечение в данном случае достаточно призрачна, но возможна. Коррекционная работа обычно продолжается в течение 2-3 лет. Объем и содержание проводимых занятий определяются видом нарушений.
  • Прогноз зависит от индивидуальных особенностей каждого пациента — его возраста, состояния здоровья, наличия сопутствующих заболеваний и семейной предрасположенности, а также от локализации и размеров очага поражения в коре головного мозга.
  • В любом случае восстановление будет более успешным при раннем начале восстановительной работы и выполнении всех рекомендаций врача в полном объеме, а также при активном участии и помощи родных и близких пациента с афазией.
  • Этот раздел создан чтобы позаботиться, о тех, кому необходим квалифицированный специалист, не нарушая привычный ритм собственной жизни.

Источник: http://neurodoc.ru/bolezni/narusheniya-rechi/sensomotornaya-afaziya.html

Афазия

Афазия — системное нарушение различных сторон речи, которое связанно с поражением речевых зон, располагающихся у правшей в доминантном по речи левом полушарии мозга. При афазии с нарушением речи часто нарушаются чтение и письмо.

Причины

Наиболее частой причиной афазии является инсульт. Среди других причин афазий — ЧМТ, энцефалит. Афазии наблюдаются при прогресируюших атрофических заболеваниях головного мозга (болезнь Альцгеймера).

Можно выделить 4 основные формы афазии:

  • моторную (афазия Брока);
  • сенсорную (афазия Вернике);
  • сенсомоторную (глобальная афазия);
  • амнестическую.

При моторной афазии страдает речевая зона Брока, рас­положенная у праворуких людей в задних отделах левой нижней лобной извилины.

Сенсорная афазия возникает при локализации очага поражения в задней трети верхней левой височной извилины (речевая зона Вернике). Сенсомоторная афазия наблюдается при поражении обеих речевых зон (Брока и Вернике).

Амнестическая афазия бывает при поражении теменно-височной области левого полушария.

Симптомы

Для моторной афазии характерно:

  • расстройство собственной речи; при грубых нарушениях она невозможна (иногда больной произносит лишь речевой эмбол типа «та-та», «да-да», «нет-нет»); в случа­ях полегче речь больных крайне бедна и состоит лишь из отдельных слов;
  • при моторной афферентной афазии больные неправильно про­износят отдельные звуки, заменяют одни из них на другие, обыч­но близкие по звучанию (вместо «д» — «т», «р» — «л»); при произнесении или повторении слова, особенно сложного, могут наблюдаться литеральные парафазии — перестановка букв в слове, например, вместо «молоко» — «моколо»; понимание речи других людей, в основном, сохранено;
  • чтение и письмо могут быть нарушены в различной степени.

Для сенсорной афазии характерны:

  • непонимания речи других людей; в тяжелых случаях оно полностью отсутствует; в случаях полегче понимание речи неполное, фрагментарное, например, больной может понять и выполнить односложную инструкцию: «возьмите авторучку», но не понимает многосложную: «возьмите авторучку, положите ее в блокнот, а блокнот положите на тумбочку»;
  • нарушение фонематического слуха (фонемы — звуки, характерные только для речи; у каждого языка имеются свои, специфические для него фонемы) из-за чего нарушено повторение;
  • при относительно сохранном фонематическом слухе, что наблю­дается при акустико-мнестической афазии, отмечается феномен отчуждения, когда больной правильно повторяет слово, напри­мер, «стол», но не понимает, что оно обозначает, и не может пока­зать, где находится стол в комнате;
  • собственная речь во время сенсорной афазии свободная, обильная, но малоинформативная; поток исковерканных слов и их обрывков образно обозначают терминами, «словесная окрошка». В легких случаях речь более информативна, но в ней много вербальных парафазии (словесных замен), например, больной показывает на вилку, а говорит «ложка»;
  • нарушены чтение и письмо.

При сенсомоторной афазии наблюдаются разной степени выражен­ности как нарушение собственной речи, так и понимание речи. Как правило, первым восстанавливается понимание речи.

Особый вид речевых нарушений представляет амнестическая афазия, при которой сохранены и понимание речи, и правильное произношение слов, и чтение, и письмо. Однако больные забывают названия предметов, абстрактные понятия и действия.

Для того чтобы выразить свою мысль, они используют обходные пути вместо слова «авторучка» говорят «то, чем пишут», вместо слова «стул» — «то, на чем сидят». Характерно, что этим больным помогает подсказ первого слога.

Собственная их речь свободна, достаточно информативна, но бедна.

Афазии обычно сопутствуют нарушения письма (аграфия) и чтения (алексия). При амнестической афазии навыки чтения и письма сохраняются.

Лечение и реабилитация

Для восстановления речи используются психолого-педагогические занятия, которые обычно проводит специально обученный логопед афазиолог (прошедший после окончания дефектологического факультет специализацию по афазиологии) или нейропсихолог.

Занятия по восста­новлению речи более эффективны в комплексе с лечением ноотропными препаратами: пирацетамом (ноотропил), энцефаболом, фенотропилом, а также церебролизином. В какой-то мере логопеда-афазиолога могут за­менить родственники, предварительно им проинструктированные.

Но да­же при регулярных занятиях со специалистами родные и близкие должны дополнительно заниматься с больным по вечерам и в выходные дни.

Полезно:

Источник: http://auto-painter.ru/sensomotornaja-afazija-jeto/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector