Логопедический массаж при дизартрии: рекомендации

Логопедический массаж при дизартрии: рекомендации

Дизартрия – это расстройство речи, при котором нарушается произношение звуков и голосообразование. У пациента меняется тембр, громкость и тон речи. При этом может присутствовать мышечная слабость, затрагивающая область лица. Подобная проблема нередко наблюдается при наличии других патологий, которые поражают центральную нервную системы.

После появления первых симптомов человеку необходимо пройти диагностику, чтобы была возможность подтвердить болезнь и узнать схему лечения.

Нередко назначается логопедический массаж при дизартрии, потому как он улучшает состояние речевого аппарата. Его выполняет специалист, при этом процедуру можно проводить самостоятельно, если знать принцип действий.

Содержимое

  • 1 Характеристика патологии
  • 2 Симптоматика
  • 3 Массаж
  • 4 Заключение

Характеристика патологии

Логопедический массаж при дизартрии: рекомендации

Дизартрия встречается разных видов, к примеру, бульбарная, подкорковая, мозжечковая, псевдобульбарная и корковая. Конкретный тип зависит от места локализации поражения, из-за которого появилось расстройство речи.

Существует немало факторов, которые приводят к развитию заболевания. Пациенту важно с ними ознакомиться, чтобы появилась возможность нормализовать самочувствие. При лечении обязательно необходимо бороться с первопричиной, из-за которой возникли отклонения.

Провоцирующие факторы:

  • Черепно-мозговые травмы. Из-за них нередко наблюдаются расстройства речевой функции. При этом данная причина преимущественно встречается у детей и у молодых людей.

Логопедический массаж при дизартрии: рекомендации

  • Новообразования в головном мозге. Из-за них происходит компрессия органа, которая приводит к общему ухудшению состояния здоровья. В подобной ситуации обязательно нужно бороться с первопричиной, при этом методы лечения определяются в зависимости от расположения опухоли и от её характера.
  • Инсульт. При нём возникает острое нарушение кровообращения. Оно может произойти из-за тромба, перекрывающего сосуды, а также из-за мозгового кровоизлияния. В любом случае у большинства пациентов отмечают наличие нарушения речи.

Логопедический массаж при дизартрии: рекомендации

  • Родовые травмы. У некоторых детей возникает дизартрия из-за проблем, связанных с появлением на свет. В такой ситуации первые симптомы патологии становятся заметны уже в течение первого года жизни.
  • Сильный токсикоз на ранних сроках беременности, затяжные или быстрые роды. Также у недоношенных детей часто выявляют дизартрию. К ней приводит гипоксия, возникшая в период внутриутробного развития. Именно из-за проблемной беременности часто у детей нарушается речевая функция.

Логопедический массаж при дизартрии: рекомендации

Существует немало других причин, которые приводят к возникновению заболевания. Не менее важно знать симптомы патологии, чтобы была возможность вовремя её выявить. Человеку не следует ждать, пока самочувствие значительно ухудшится. При своевременном обращении к врачу будет значительно больше шансов нормализовать речевую функцию.

Симптоматика

Первые признаки заболевания могут возникнуть сразу после рождения. Малыш не хочет принимать грудь, наблюдается вялое сосание. Помимо этого, ребёнок слишком часто срыгивает и давится во время кормления. При наличии данных признаков родителям рекомендуется обратиться к врачу для того, чтобы пройти диагностику и при необходимости начать лечение.

У детей, страдающих от дизартрии, поздно возникает способность говорить. Они не лепечут, а первое слово произносят в среднем между 2 и 3 годами.

Может присутствовать повышенное напряжение лицевых мышц, которое сменяется резким их расслаблением. Нередко рот бывает полуоткрытым, а язык малоподвижным. Произношение звуков нарушено, при этом степень дефекта зависит от тяжести дизартрии. У некоторых людей частично страдает проговаривание звуков. В тяжёлых ситуациях речь бывает полностью неразборчивой.

Логопедический массаж при дизартрии: рекомендации

У людей с патологией нарушается дыхание во время речи. Голос становится тихим и монотонным, звуки произносятся «в нос». Для улучшения состояния понадобится начать лечение, одним из методов которого выступает логопедический массаж. С его помощью удастся значительно улучшить состояние речевого аппарата и помочь ребёнку научиться правильно разговаривать.

Массаж

Задача лечебного массажа – улучшить и активировать мышцы, стимулирующие речевой аппарат. Потребуется укрепить глоточные рефлексы и повысить эластичность языка. Желательно, чтобы именно врач проводил данную процедуру, тогда будет больше шансов добиться хорошего результата. При желании родитель тоже может научиться логопедическому массажу.

Ребёнку потребуется лечь на спину, под шею подкладывается небольшая подушка. Сначала необходимо большими пальцами размять шею, движения должны быть осторожными и расслабляющими. После этого воздействие необходимо усилить, а затем начать разминать губы. На места около рта необходимо надавливать подушками пальцев, массируя против часовой стрелки.

Понадобится выполнить массаж языка от корня к кончику. Необходимо надавливать на орган, постепенно продвигаясь к концу. Далее на языке потребуется поглаживать поперечные мышцы большими пальцами. Можно выполнять процедуру щёткой. Массаж языка при дизартрии выполняется разминающими движениями. Потребуется большим пальцем массировать снизу органа.

Логопедический массаж при дизартрии: рекомендации

Полезно выполнять массаж лица, необходимо будет его поглаживать для полного расслабления. При этом кисть плавно скользит по коже, не затрагивая складки. Сначала выполняется поверхностное поглаживание, после более глубокое. Поначалу нужно массировать лоб, глаза и нос, затем уши, скулы и губы. В самом конце разминается мускулатура в области носогубной складки.

Логопедический массаж при дизартрии: рекомендации

Заключение

Родителю будет полезно пройти специальный курс точечного массажа, применяемого при дизартрии. В этом случае будет значительно проще стимулировать определённые области. Если процедура выполняется правильно, тогда постепенно ребёнку будет проще разговаривать и управлять мышцами лица.

На этом лечение не заканчивается, в обязательном порядке необходимо устранить первопричину заболевания, а также поддержать состояние головного мозга. Врачи рекомендуют принимать медикаменты для улучшения самочувствия. Пациентам часто прописывают ноотропы и нейропротекторы.

Логопедический массаж при дизартрии: рекомендации

При комплексном подходе к терапии удастся значительно улучшить самочувствие пациента. При помощи массажа будет проще вылечить дизартрию. При этом следует понимать, что процедура должна проводиться ежедневно, иначе положительного результата не будет.

Источник: https://kvd9spb.ru/nevrologiya/logopedicheskij-massazh-pri-dizartrii-kak-provodit-pokazaniya

Логопедический массаж зондами

31.10.2018

Нарушение речевой функции у детей – нередкая проблема. Логопедический массаж зондами позволяет стимулировать артикуляционную мускулатуру, улучшает дыхание при произношении, исправляет прикус, делает голос сильнее.

При процедуре оказывается комплексное воздействие на мышечные и нервные волокна, кровеносные сосуды, мягкие ткани речевых органов. В логопедической практике данные массажные упражнения применяют при мышечном гипертонусе и гипотонусе.

Важность речевого развития

Логопедический массаж при дизартрии: рекомендации

Задача родителей – создание условий к тому, чтобы дети максимально рано приступили к коммуникационному развитию, учились обмениваться эмоциями, воспринимать окружающие явления и вещи. Для малышей, еще не умеющих говорить, крайне важным является невербальный способ коммуникации, позволяющий показать окружающим людям эмоции без слов. Так, зевание – сигнал для родителей, что малыш устал, улыбка – что у младенца замечательное настроение. Когда родители правильно отвечают на невербальные посылы малыша, они способствуют его развитию, ускоряют переход к вербальному общению.

Когда ребёнок рассказывает вслух об окружающих предметах и явлениях, его речевая способность активно развивается. Подрастающий малыш получает навык создания логических цепочек, размышления, перехода от рассуждений к действиям. Родители должны уделять достаточно времени общению с детьми в благоприятной обстановке, ведь это главное условие речевого развития.

При правильно развитой речи дети имеют:

  • развитые мыслительные процессы;
  • активное функционирование нервной системы;
  • способность четко и быстро читать, грамотно писать;
  • способность верного восприятия поступающей информации;
  • высокую способность к планированию и обучению;
  • ясное и чёткое изложение мыслей.

Показания и противопоказания

Логопедический массаж при дизартрии: рекомендации

Зондовый логопедический массаж применяется при:

  • дизартрии – нарушенном произношении из-за поражения нервной системы;
  • ринолалии – нарушении артикуляции и голоса из-за дефектов речевого аппарата;
  • проблемах с голосом;
  • заикании;
  • алалии моторного типа;
  • дислалии – дефектном звукопроизношении при нормальном слухе и артикуляционном аппарате.

Массажные упражнения противопоказаны при:

  • рвотном синдроме;
  • воспалительной реакции в носоглоточной области;
  • механических повреждениях языка;
  • патологиях крови любого происхождения;
  • инфекционном поражении организма;
  • склонности к аллергии, сопровождающейся отёком слизистых покровов;
  • болезнях, симптомом которых являются судороги;
  • травмированной или пораженной грибком полости рта у пациента;
  • открытых ранах на руках массажиста.

Виды логопедического массажа

Логопедический массаж при дизартрии: рекомендации

Логопедический массаж бывает нескольких видов:

  1. Классический или ручной. Осуществляется посредством разглаживания, растирания, разминания, потрясывания проблемной области или участка вокруг нее.
  2. Точечный. Специалист воздействует на биоактивные точки, с которыми связаны проблемные речевые области.
  3. Аппаратный. Подразумевает применение вибрационного устройства.
  4. Зондовый. Воздействие осуществляется посредством специальных приспособлений – зондов.
  5. Самомассаж. Пациент самостоятельно массирует проблемные области.

Зондовый логопедический массаж

Логопедический массаж при дизартрии: рекомендации

Массаж, осуществляемый посредством зондов, помогает предотвратить усугубление нарушения речи, предупреждает недоразвитость слуха, торможение обретения опыта словарного анализа, низкий уровень словарного запаса. После курса процедур с использованием зондов:

  • ставится правильное звукопроизношение;
  • восстанавливается тонус артикуляционной мускулатуры;
  • улучшается голос;
  • нормализуется дыхание при произношении;
  • улучшается психоэмоциональное состояние пациента.

Зондовый массаж языка для детей

Массаж языка зондами длится 5 минут, его проводят несколько раз в день. Перед процедурой желательно сделать гимнастику для разминания языковых мышц, включающую следующие упражнения:

  1. Качели. Язык высовывают, двигают им с одного угла рта к другому. Рот держат открытым.
  2. Часики. Открывают рот, облизывают языком губы по кругу в разные стороны.
  3. Губы вытягивают в улыбку, открывают рот. Язык кладут на нижнюю губу, начинают усиленно выдувать воздух.
  4. Лошадка. Осуществляют цокающие движения языком. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  5. Барабанщик. Губы вытягивают в улыбку, рот приоткрывают. Языком стучат по краям верхних резцов.

Логомассаж для детей в домашних условиях

Массаж, способствующий развитию речи, можно проводить дома. Родителям следует проконсультироваться с логопедом насчет техники проведения упражнений и противопоказаний.

Логопедический массаж при дизартрии: рекомендации

В домашних условиях массируют лицо и язык пальцами и чайными ложками, проводят дыхательную и артикуляционную гимнастику.

В основе массажа лица разглаживания, растирания, разминания, которые не должны вызывать дискомфорт у пациента. Лицевой массаж имеет поэтапную технику:

  1. Лоб разглаживают с середины к вискам, от надбровных дуг к ушным раковинам. Затем разминают легкими движениями.
  2. Щеки мнут и растягивают от уголков губ к вискам, от скул к подбородку.
  3. Нос разглаживают, легкими движениями растягивают. Затем гладят область от крыльев носа до уголков губ.
  4. Губы разглаживают, растягивают от середины к уголкам.
  5. Подбородок разглаживают от середины к уголкам рта.
  6. Шею стимулируют разглаживающими и разминающими движениями.

Сегодня популярностью пользуется логопедический лицевой массаж ложками. Он также осуществляется поэтапно. Массажист ложками:

  1. Гладит виски пациента.
  2. Гладит область глазниц.
  3. Разглаживает щёки.
  4. Трёт виски выпуклой поверхностью ложек.
  5. Трёт межбровную область выпуклой поверхностью столового прибора.
  6. Растирает носогубные складки ручками приборов.
  7. Гладит губы с незначительным давлением.
  8. Разминает скулы и подбородок.
Читайте также:  Лечение грыжи позвоночника без операции

Ложки следует брать без острых граней и выпуклостей, чтобы не поцарапать кожу пациента.

Методика Новиковой с неговорящими детьми

Чаще всего зонды для логопедического массажа применяются при дизартрическом расстройстве, когда пациент испытывает большие трудности с произношением звуков. Зондовый вид массажа разработала знаменитый педагог-логопед Елена Викторовна Новикова. Процедура проводится при помощи восьми приспособлений разной конфигурации, называемых зондами.

Каждый зонд применяется для логопедического массажа с определенной целью, воздействует на конкретную область, нуждающуюся в коррекции. Специалист определяет, какой участок требует коррекции, с какой силой на него нужно давить.

Главное, пациент не должен испытывать болевые ощущения. Если устраняется мышечный гипертонус, то пациент может чувствовать незначительное напряжение мышц.

В этом случае для ослабления дискомфорта следует усадить малыша в мягкое сиденье или уложить на удобную поверхность.

Зондовые процедуры корректируют технику речи, обеспечивают:

  • улучшение голоса;
  • нормализацию разговорного дыхания;
  • восстановление психики и состояния нервной системы;
  • тонус речевой мускулатуры;
  • формирование правильного звукопроизношения.

Постановка речи по Новиковой технически несложная, показывает высокую эффективность. Специалист разработала методику так, что каждый зонд стимулирует определенный участок артикуляционного аппарата: губы, язык, щёки, мягкое нёбо. В ходе процедур эти участки восстанавливаются.

Массажист обращает внимание на состояние лицевой мускулатуры пациента. Исходя из уровня поражения мышц, специалист назначает количество процедур, необходимых для нормализации состояния.

Инструменты для массажа и техника выполнения



Массаж следует доверять специалисту высококвалифицированному и опытному. Желательно, чтобы использовались качественные и безопасные зонды от зарекомендовавших себя фирм. Родители должны водить малыша на каждую процедуру, а если занятия проводятся дома, то их нельзя пропускать.

Курс процедур длится 2 – 3 недели. После 1,5-месячной паузы курс возобновляют. Повторность каждого упражнения – 30 – 35 раз. Иногда достаточно одного курса, чтобы привести в норму речь. Обычно дети с удовольствием идут на процедуры, не испытывают от зондов никаких неприятных ощущений.

Массажисты используют следующие логопедические зонды для массажа:

  1. Вилочковый (№1). Острым концом приспособления колют язык, губы, щёки, заднюю стенку полости рта. В результате мышцы начинают интенсивно сокращаться. Производятся аккуратные и несильные движения. После нескольких занятий специалист может добавить к покалыванию покачивания зондом. Инструмент в течение нескольких секунд качают в разные стороны и по кругу.
  2. Восьмерка (№2). Инструмент предназначен для стимулирования губ, языка и щёк. Выбранный участок тела растирают сверху вниз и обратно петлеобразной основой. По поверхности языка зонд не двигают, только давят на орган, качают петлю на нём.
  3. Саночки (№3 – большие, №4 – средние, №5 – мелкие). Приспособления для стимулирования мускулатуры языка, губ, щёк и задней стенки ротовой полости различаются величиной основы, силой давления, охватом рабочей области.
  4. Топорик (№6). Инструмент для активной работы с языком, губами и скулами. Он давит на мышцы, перекатывается по ним, восстанавливая здоровый мышечный тонус. При гипотонусе давят сильнее, при гипертонусе – слабее. Сдавливание не должно длиться больше 5 секунд.
  5. Крестовина (№7). Инструмент работает исключительно с языком. Он давит на орган, толкает его назад, благодаря чему активно сокращаются языковые мышцы.
  6. Толкачик (№8). Зонд предназначен для поочередного давления на язык и расслабления органа. Давление длится не больше 5 секунд.

Зондовый массаж высокоэффективен, если соблюдаются врачебные рекомендации. Процедуры по Новиковой не проводятся младенцам до 1,5 года. А вот ручной логопедический массаж разрешено делать детям любого возраста. Главное, своевременно приступить к исправлению речевых дефектов.

Источник: https://akademiarechi.ru/stimylirovanie-rechi/logopedicheskii-massaj-zondami/

Массаж языка при дизартрии

Дизартрия – это заболевание, для которого характерно отсутствие нормального развития речевого аппарата. Существует несколько видов дизартрии, различающейся по типу поражения головного мозга. Для болезни характерны малоподвижность или неподвижность мышц лица и языка, трудности либо невозможность в произношении слов.

Дизартрия у детей в настоящее время нередкое заболевание, иногда идущее вместе с ДЦП. Также дизартрия может быть вызвана тяжелым протеканием беременности, проблемными родами, травмами, полученными во время или после рождения, энцефалитом, менингитом.

В зависимости от степени тяжести болезни, специалисты назначают корректирующее лечение. За ребенком наблюдают невролог и логопед. В компетенции первого назначение лечебной физкультуры, массажа, иглоукалывания.

Логопед занимается развитием мелкой моторики пациента, выполняет массаж ладошек и языка, показывает упражнения для дыхания и улучшения артикуляционного аппарата, работает над корректировкой правильного произношения слов и речевых коммуникаций.

Дизартрия в детском возрасте поддается лечению, главное неукоснительно соблюдать рекомендации специалистов и стремиться улучшать свои навыки.

Массаж языка ↑

Логопедический массаж при дизартрии: рекомендации

  • устраняет как повышенный, так и пониженный тонус мышц;
  • изменяет в лучшую сторону технику произношения слов;
  • активизирует обмен кислородом между тканями и кровью;
  • увеличивает возможности артикуляционных функций.

Массаж при дизартрии может выполняться логопедом, дефектологом либо другим специально обученным медицинским работником, разбирающимся в особенностях мышц речевого аппарата. Он делается только по назначению врача. У детей не должно быть противопоказаний со стороны невролога и педиатра. Изначально логопед сам должен оценить работоспособность артикуляционного аппарата пациента, осуществить пальпацию, проделать несколько упражнений для определения стадии заболевания.

Длительность процедуры зависит от возраста ребенка и количества занятий. Так, в первый раз упражнения длятся 6 минут, а к концу цикла сеанс составляет 20 минут. Малышам до 3 лет рекомендуется выполнять процедуры не более 10 минут, для детей с 3 до 7 лет – 15 минут, после 7 лет – 25 минут.

Противопоказания к выполнению массажа:

  • инфекционные вирусные заболевания;
  • стоматит, конъюнктивит;
  • рвотный рефлекс;
  • губной герпес.

Крики, плач, судороги, тремор подбородка не являются запретом для проведения упражнений, но их рекомендуется выполнять с осторожностью и после того, как ребенок успокоится.

Инструменты логопеда ↑

Отдельно несколько слов надо сказать о вспомогательных элементах, используемых в процессе массажа. Они называются зондами, по материалу изготовления подразделяются на металлические и пластмассовые.

А по форме они бывают самые разнообразные: шарик, вилка, усы, грибок, улитка, топорик и т.д.

Именно зондовый массаж необходим при дизартрии, поэтому родителям не стоит беспокоиться за детей и пугаться этих странных приспособлений в руках у логопеда.

Правила выполнения массажа ↑

Существует 2 позы, в которых можно делать массаж языка:

  1. В положении сидя, используя высокий подголовник (можно и в коляске либо детском кресле).
  2. В положении лежа на спине с подложенной под шеей подушкой. Руки при этом протянуты вдоль тела, ноги согнуты в коленях, плечи приподняты, а голова откинута назад.

Перед проведением процедур необходимо полностью расслабить мышцы шеи и челюсти, так как они связаны с языком. В начале рекомендуется выполнить небольшую гимнастику для растяжения мышц корня языка:

  1. Расположив большой палец на языке, еще 2 пальца под ним, вращаем языком сперва влево, затем вправо несколько раз.
  2. Накручивая язык на указательный палец, подтягиваем его вперед, а потом раскручиваем. Гимнастика выполняется в спокойном темпе.

Для достижения наилучшего результата, упражнения лучше всего выполнять, используя специальные логопедические зонды. Эти приспособления максимально эффективно воздействуют на язык, не только делая его гибким и подвижным, но и корректируя произношение различных звуков.

Внимание!! Массаж на языке для детей не должен приносить боли! Ребенок может испытывать дискомфорт, но не более того.

Примеры упражнений, проводимых на языке при дизартрии:

  1. Логопедический массаж при дизартрии: рекомендацииПроводим шариковым зондом вдоль продольных мышц с целью их укрепления. Делаем 8-10 раз.
  2. Для укрепления как продольных, так и поперечных мышц сдавливаем пластмассовым зондом точки на языке, передвигаясь от его корня к кончику. Делаем 6 раз.
  3. Поглаживаем поперечные мышцы шариковым зондом 6-9 раз.
  4. Обкалываем зондом в форме иглы периметр языка в течение 10 сек.
  5. В ямочках под языком делаем точечные повороты против часовой стрелки. Можно использовать как зонд, так и указательный палец. Длительность процедуры 10 сек.
  6. Приглаживаем язык по бокам несколько раз.
  7. С целью укрепления всех мышц языка массажируем его пальцами, завернутыми в марлю. Длительность процедуры 8 сек.
  8. Делаем разные движения: по спирали, по кругу, растирающие, перетирающие не только на верхней поверхности языка, но и на нижней.
  9. Выполняем надавливания зондом, потряхиваем языком, держась за его кончик.
  10. Сжимаем язык по бокам в течение 2 сек, 8-10 раз.
  11. Пощипываем край языка, потом похлопываем и выполняем вибрирующие движения зондом.

Такой массаж делается 2-3 раза в день. Специалист может выполнять и другие упражнения, все зависит от индивидуальных особенностей детей. Зондовый массаж дает значительные успехи в развитии речевого аппарата ребенка, улучшает работоспособность мышц и произношение звуков.

Заключение ↑

Польза от логопедического массажа при дизартрии может быть достигнута при регулярности проводимых занятий. У детей со средней степенью заболевания уже через пару курсов наблюдались сдвиги в развитии речи и мышц, произношении. Польза от массажа проявляется в следующем:

  • Логопедический массаж при дизартрии: рекомендацииуменьшается количество патологий речевого аппарата;
  • приводятся в рабочее состояние мышцы, которые раньше не были задействованы;
  • улучшается дикция;
  • появляется большее количество проводимых ребенком артикуляционных движений;
  • приводится в норму тонус мышц лица.

Если у детей в грудном возрасте наблюдаются предпосылки возможного появления дизартрии (поперхивания, вытекание молока в процессе кормления грудным молоком, слабый крик, нарушения сосательного рефлекса и мимики лица, чрезмерное слюновыделение), то массаж по согласованию с неврологом необходимо проводить с трехмесячного возраста. Конечно, для грудных детей упражнения должны быть щадящие и маленькой продолжительности. Массаж можно делать и в домашних условиях, родители могут обучиться технике его выполнения у специалиста. Следует помнить, что дизартрия лечится, и нужно применить максимум усилий для здоровья наших детей.

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor Логопедический массаж при дизартрии: рекомендации mozgid.ru

Источник: https://mozgid.ru/rasstrojstva-vysshih-mozgovyh-funkcij/massazh-yazyka-pri-dizartrii.html

Логопедический массаж при дизартрии

Дети с дизартрией в практике логопеда встречаются постоянно. Однако проявления дизартрии часто оказываются стёртыми, родители не сразу понимают, что нужно обратиться к специалисту. Порой достаточно минимального вмешательства педагога с рекомендациями проводить логопедический массаж дома – и дела сразу идут на лад.

  • Как проявляется стёртая дизартрия
  • Родители могут отмечать у ребёнка:
    •    невнятную, невыразительную речь,
    •    плохую дикцию,
    •    искажения звуков;
  • •    замену звуков в сложных словах.
Читайте также:  Тэс терапия - показания и проведение

По своей сути дизартрия – речевая патология, вызванная микроорганическими поражениями головного мозга. Поэтому такие детки нуждаются в длительном логопедическом наблюдении, групповых и индивидуальных занятиях. Важную роль играет и логопедический массаж, который для детей с дизартрией смело можно проводить в домашних условиях.

Однако стоит напомнить о важности проведения этой манипуляции обученным человеком. Родители могут пройти «курсы логопедического массажа» под руководством занимающегося с ребёнком педагога.

В любом случае, они должны прислушиваться к советам специалиста, так как массажное воздействие может отличаться для разных детей – это зависит от выявленных нарушений и разработанной тактики помощи.

Логопедический массаж при дизартрии: рекомендации

Логопедический массаж при дизартрии: основные приёмы

•    Поглаживание и разминание лобной области. Чередуются приёмы поглаживания и разминания. Обычно правой рукой проводятся зигзагообразные разминающие движения в направлении поперёк лба к началу роста волос.

Вслед за этим левая рука последовательно совершает лёгкое поглаживающее движение от лобного бугра к виску слева, затем справа.
•    Разминание носа.

Поддерживая затылок ребёнка левой рукой, массажист указательным и большим пальцами правой руки совершает слегка вибрирующие зигзагообразные движения от кончика и крыльев к основанию носа.

•    Разминание скуловых областей. Логопедический массаж выполняется обеими руками. Большие и указательные пальцы сгибаются под углом 90 градусов и разминают лицо в направлении от нижней челюсти к уху, скуловой области и нижнему веку. При разминании правой стороны логопед располагается справа, левой – слева.

•    Разглаживание лобных мышц массажист проводит, находясь сзади ребёнка. Указательными и средними пальцами он поглаживает лоб от средней линии к вискам.
•    Вибрация лица. Если вам не показали, как она проводится – наберите в поисковой строке «логопедический массаж видео» и посмотрите. Вам нужно будет встать сзади ребёнка, расположить пальцы рук между скуловой костью и нижней челюстью слева и делать быстрые, но мягкие вибрирующие движения. Затем повторить всё справа.
•    Разглаживание мышц под глазами проводится от спинки носа к основанию, скуловым костям, нижним векам и вискам. Можно проводить одновременно с двух сторон двумя руками или поочерёдно слева и справа.

•    Разглаживание мышц между губой и подбородком проводится двумя большими пальцами, которые двигаются от точки под нижней губой к восходящим ветвям нижней челюсти.

Это – полноценный логопедический массаж, который могут делать родители в домашних условиях своим детям. Он безопасен и достаточно эффективен. И им, конечно, стоит пользоваться в тех случаях, когда по каким-то причинам вы не можете посещать логопеда с необходимой частотой. 

Однако результата можно добиться быстрее и проще, поручив логопедический массаж для детей специалисту – человеку, имеющему необходимые знания и достаточный опыт.

Придерживаясь разработанной схемы массажа, он может вносить в неё коррективы в режиме реального времени, ощущая кончиками пальцев все «зажимы» и вялость лицевых мышц ребёнка. Кроме того, логопед может применять и другие, более эффективные в каждом конкретном случае методы, к примеру, массаж языка логопедический.

Прекрасно зная анатомию языка, педагог детально проработает его поперечную, вертикальные и продольные мышцы, существенно приближая день победы над дизартрией.

Ещё один метод, который родители вряд ли смогут хорошо освоить сами – логопедический массаж зондами. Специалист сможет провести точечное воздействие, чтобы помочь расслабиться напряжённой мышце или, напротив, обрести тонус слишком расслабленной.

Для этого используются дизартрические зонды. Они отличаются от обычных хорошими электропроводными и электростатическими свойствами.

С помощью подобных зондов проводится массаж и лёгкое поверхностное обкалывание биологически-активных точек полости рта, лица и шейно-воротниковой зоны.

Важно, чтобы логопедический массаж для детей, как в домашних, так и в любых других условиях, был комфортным и не доставлял неприятных или болезненных ощущений. Тогда любой ребёнок будет с удовольствием приходить на занятия, а результаты не заставят себя долго ждать.
 

Источник: https://www.logopedmaster.ru/node/1485

Логопедический массаж при дизартрии

Логопедический массаж является одним из основных элементов программы реабилитации пациентов, страдающих дизартрией. Реабилитологи Юсуповской больницы применяют различные виды массажа при дизартрии: зондовый, точечный, мышц лица, языка. В зависимости от вида, степени нарушения функции артикуляционной и мимической мускулатуры специалисты подбирают тот или иной вид воздействия.

Программа логопедического массажа при дизартрии у пациентов в острой фазе инсульта, черепно-мозговой травмы, при демиелинизирующих заболеваниях нервной системы обсуждается на заседании Экспертного Совета, в работе которого принимают участие доктора и кандидаты медицинских наук, врачи высшей категории. Медицинский персонал внимательно относится к проблемам пациентов с нарушением речевой функции.

Логопедический массаж при дизартрии: рекомендации

Зондовый логопедический массаж при дизартрии

Логопедический массаж языка при дизартрии, выполняемый при помощи зондов, является уникальным методом коррекции нарушений речи, который способствует:

  • Нормализации мышечного тонуса;
  • Улучшению состояния голоса;
  • Постановке правильного произношения звуков;
  • Улучшению эмоционального и психологического состояния;
  • Нормализации речевого дыхания.

Зондовый массаж при дизартрии языка проводят по методике Е.Новиковой. Перед началом массажа выполняют гимнастические упражнения для языка:

  1. «Качели». Высунутый язык двигается от одного уголка рта к другому. Рот при этом открыт;
  2. «Дутьё». Пациент складывает губы в улыбку, язык укладывает на нижние губы и с усилием дует;
  3. «Лошадка». Необходимо «цокать» языком, обращая внимание на то, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Массаж языка проводится в положении лёжа, при максимальном расслаблении пациента. Массажист при помощи салфетки одной рукой удерживает язык в вытянутом положении. Массирующие упражнения выполняет от кончика языка к корню.

Вначале массирует боковые части, затем середину, и, как можно ближе, к корню, насколько позволяет рвотный рефлекс. Каждый приём (прокалывание, катание, надавливание) выполняется с помощью специальных зондов.

Их можно заменить маленькой ложкой, зубной щёткой.

Зондовый массаж языка не выполняют при повышенном рвотном рефлексе. Иногда при проведении массажа возникает мышечный спазм. Он вызывает боль. Для снятия болевого синдрома следует заварить чёрный чай с крапивой в пропорции 1:2. Одну чайную ложку смеси заваривают стаканом кипятка и настаивают. Пациенту дают подержать тёплый настой во рту до снятия спазмов, затем предлагают выплюнуть.

Длительность курса зондового массажа языка варьирует от 10 до 320 дней. Через 1,5-2 месяца его нужно повторить. При желании родственники могут научиться делать массаж языка дома самостоятельно. Пациент может проводить самомассаж языка при дизартрии. Первые сеансы должны проходить под наблюдением логопеда.

Массаж лица при дизартрии

Для симуляции мышц пациентам, страдающим дизартрией, используются следующие приёмы:

  • Поглаживание и разминание лба. Логопед становится справа от массируемого и зигзагообразно движет разминающую правую руку поперек лба от носа до начала волос. Левую руку лёгким поглаживающим движением продвигает вдоль лба от лобных бугров до виска;
  • Разминание носа. Логопед ладонной поверхностью концевых фаланг большого и указательного пальцев правой руки производит слегка вибрирующее зигзагообразное движение от конца носа к его основанию и в стороны по крыльям носа, а левой рукой в это время поддерживает затылок;
  • Разминание скуловой области. Логопед двигает слабо сжатой рукой поперек лица массируемого от средней линии кнаружи и одновременно вверх от нижней челюсти к скуловым костям до нижнего века. Если приём выполняется на правой стороне лица, логопед находится справа от пациента. Массаж выполняют большим и указательным пальцами, согнутыми под прямым углом. Движение направлено от нижней челюсти и уха через скуловые кости до нижнего века.

Чтобы выполнить разглаживание лобных мышц, логопед становится сзади, производит поглаживание указательными и средними пальцами обеих рук поперек лба от средней его линии до височной области. Вибрация лица выполняется согласно алгоритму:

  • Логопед становится сзади;
  • Четыре пальца обеих рук, кроме больших, располагает между скуловыми костями и нижней челюстью;
  • Делает частые колебательные движения вперёд и назад;
  • После нескольких таких движений на одной части лица переносит руки на другую часть.

Для разглаживания мышц между губой и подбородком логопед стоит справа. Двумя большими пальцами он производит поглаживание под нижней губой, продолжая движение до восходящей ветви нижней челюсти.

Точечный массаж при дизартрии

Для восстановления речевой функции у пациентов с дизартрией рефлексотерапевты применяют точечный массаж.

Его сочетают с двигательными упражнениями и самомассажем при дизартрии, так как активные двигательные упражнения повышают шансы пациента на выздоровление.

Основным принципом лечения с помощью точечного массажа является восстановление проходимости и активация деятельности меридианов, нормализация циркуляции энергии и крови.

Для лечения дизартрии и контрактуры мышц языка рефлексотерапевты используют тонизующую методику точечного массажа. Воздействуют на следующие точки:

  • Сопряжения заднесрединного и наружного пяточного меридиана – находится на границе роста волос в мягкой части затылочного углубления;
  • Сопряжения переднесрединного меридиана и внутреннего поддерживающего меридиана» – находится под подбородком, на возвышении выступа гортани, под основанием языка (на верхнем крае щитовидного хряща;
  • Располагающуюся в углублении между сухожилиями локтевого сгибателя запястья и сгибателя пальцев (чтобы определить локализацию этой точки пациенту предлагают сжать кисть в кулак и пригнуть его к предплечью).

Точечный массаж пациент может также выполнять самостоятельно. Первые сеансы следует проводить под контролем рефлексотерапевта.

Приёмы массажа на стимуляцию паретических мышц

Логопедический массаж при паретическом синдроме проводится с целью укрепления мышц. Движения следует проводить интенсивно, с нажимом. Применяются растирания, разминания, пощипывания. Массаж лба выполняется с целью укрепления и стимуляции лобных мышц.

Указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук выполняются поглаживание лба от середины к вискам. Массажные движения делают 6–8 раз, 2–3 раза в день. Следующее упражнение выполняют вторыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев, сжатых в кулак.

Читайте также:  Синдром позвоночной артерии при шейном остеохондрозе

6-8 раз дважды в день производят разминающие движения.

Растирание лба от середины к вискам осуществляется первыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев. При растирании кожный покров лба натягивают натягиваться.

Растирающие движения выполняют 4–6 раз, дважды в день. Укрепление и стимуляцию лобных мышц можно осуществлять спиралевидными движениями от середины лба к вискам.

Их выполняют подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук 4–6 раз, 1 раз в день.

Массаж щек проводится поглаживанием, растиранием, разминанием мышц щеки. Разминание и растирание щек проводится обеими руками в направлении от носа к щекам дважды в день в течение 6–8 секунд.

Для стимуляции мышц, поднимающих угол рта, указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук дважды в день 8-10 раз осуществляют против часовой стрелки вращательные поглаживающие движения по поверхности щёк.

Активизация мышц, поднимающих нижнюю челюсть, осуществляется с помощью спиралевидного растирания жевательной мышцы от висков к углам челюсти. Движения выполняют подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук по спирали 8–10 раз, 2–3 раза в день.

Для укрепления и активизации мышц, поднимающих угол рта и верхнюю губу, производят пощипывание щёк. Пощипывающие движения делаются указательными, средними и большими пальцами обеих рук по кругу против часовой стрелки. Стимулирует паретические мышцы при дизартрии точечный массаж.

Массаж при стёртой дизартрии

Скрытая дизартрия относится к лёгким расстройствам речевой функции у детей. Логопедический массаж при дизартрии в картинках позволяет освоить упражнения, направленные на укрепление или расслабление артикуляционных мышц, стимуляцию проприоцептивных ощущений, родителям.

В формировании импрессивной и экспрессивной речи имеют значение речевые кинестезии.

Массаж при стёртой дизартрии усиливает мозговое кровообращение и обменные процессы в нейронах головного мозга, что улучшает протекание и формирование многих психических процессов (внимания, памяти), гармонизирует все процессы, которые происходят в целостном организме.

В работе с детьми, страдающими скрытой дизартрией, имеющими речевую патологию, логопеды и реабилитологи используют различные виды массажа рефлексогенных зон (стоп, кистей, волосистой части головы), сегментарно-рефлекторный, линейный, точечный массаж. Логопедический массаж является методом активного механического воздействия. Он изменяет состояние мышц, кровеносных сосудов нервов и тканей периферического речевого аппарата.

Под воздействием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила, объём и сократительная функция, работоспособность мышц. Массаж при скрытой дизартрии – один из методов энергетического и физического воздействия на тело человека. Он успокаивает, снимает боль, помогает победить болезнь, способствует физическому, умственному и физическому развитию детей.

Применение логопедического массажа при стёртой дизартрии позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи.

Благодаря использованию массажа формирование нормативного произнесения звуков в ряде случаев происходит спонтанно.

Для того чтобы пройти курс точечного, расслабляющего или стимулирующего, зондового логопедического массажа при дизартрии, узнать цену, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • Бадалян Л. О. Невропатология. — М.: Просвещение, 1982. — С.307—308.
  • Боголюбов, Медицинская реабилитация (руководство, в 3 томах). // Москва — Пермь. — 1998.
  • Попов С. Н. Физическая реабилитация. 2005. — С.608.

*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.

Скачать прайс на услуги

Источник: https://yusupovs.com/articles/neurology/logopedicheskiy-massazh-pri-dizartrii/

Как делать логопедический массаж при заикании и дизартрии? Какие существуют методики, приемы и инструменты для логопедического массажа?

Описание проведения процедур профилактики и лечения заикании и дизартрии. Действенные методы лечения малыша.

Как делать логопедический массаж при заикании и дизартрии?

Фото : на приеме у массажиста

Развитие каждого ребенка проходит по—разному. Один малыш без особых проблем начинает говорить, другой сталкивается  с затруднениями при произношении звуков и слов. Некоторые дети вообще отказываются разговаривать и молчат до определенного возраста.

  • Причиной такого детского поведения  выступают разнообразные физические отклонения, проблемы психологические, послеродовые травмы и послеродовые заболевания
  • Такая ситуация должна исследоваться специалистами, так как проблема нарушения речи не исчезнет просто. Пройдите консультацию с врачом—логопедом, определитесь с наиболее эффективным комплексом лечения
  • Сегодня самым действенным способом вылечивания выступает массаж от логопеда. Такое средство лечения в приоритете при заикании, дизартрии и  дефективных сложностях

Что такое логопедический массаж?

Фото : логопедический массаж в положении лежа

Массаж логопеда — упражнения, с воздействием приемов механики на состояние нервов, тканей в речевом аппарате, где расположены сосуды кровеносные. Это техника по лечению и  нормализации состояния речевого произношения, эмоциональности ребенка.

Такой массаж применяют успешно при дизартрии, заикании. Он прекрасно улучшает кровообращение и проводит активизацию лимфа системы, общее  организма состояние на физиологическом уровне.

Основными задачами такого массажа выступают:

  • активация аппарата речи, мышц с небольшой способностью сократительной
  • приведение в тонус артикуляции
  • активное стимулирование проприоцептивных ощущений
  • техника крепости глотательного рефлекса
  • стимулирование головного мозга в речевой зоне афферентации

Массаж логопедический обязан проходить в теплом и вентелируемом помещении. Цикл состоит из десяти – двадцати каждодневных сеансов. Перерыв следует делать промежутком в один — два месяца.

Виды логопедического массажа при заикании и дизартрии

  • Точечный – действует в активных биологических точках. Проходит  в зоне волосяного покрова
  • Классика — массаж практики поглаживаний, вибрационных действий
  • Сегментарно — рефлекторный: сегментируются приемы классического приема в определенных зонах. Выполняются упражнения в воротниковой зоне, в шейном отделе лица
  • Массаж зондовый. Выполняется за счет использования инструмента — зонда

Фото : сеанс у логопеда

Можно ли самостоятельно выполнять логопедический массаж? Массаж языка

Такой специфический вид массажа необходимо доверять квалифицированному и специально обученному человеку, для безопасности и лучшей эффективности проводимой процедуры.
Для использования в домашних условиях возможно использование следующих упражнений:

  • Массаж губ проводиться с помощью нетрудных поглаживаний и пощипывание губ у малыша
  • Массаж языка проводиться с использование электро зубной щетки. С ее помощью проводим воздействие на кончик языка в самом центре
  • Массаж рук ребенка сопровождаем нежными движениями массажирующими конечностей пальцев

Эффективность любого из методов логопедического массажа будет достигнута даже при тяжелых формах в нарушении речи.
Обязательно проводить все процедуры  в установленный невропатологом и педиатром срок. Посмотрите видео ниже, как делать такой массаж.

Видео: Логопедический массаж языка: мастер класс

Какие существуют методики, приемы и инструменты для логопедического массажа?

Логопедический массаж состоит из целого комплекса методик и приемов. Существует три комплекса, целенаправленных в зону  симптомов патологических.

  • Первый сборник упражнений происходит при высоком тонусе
  • Второй — при дистонии, атаксии и появившихся гиперкинезах
  • И последний комплекс предполагает  массаж при низком тонусе

Пример массажа предполагает:

  • нормирование  тонуса мышечной массы в органах артикуляции
  • нормализацию моторного аппарата
  • налаживание рефлексов точности, ритма, переключения

Профессиональный массажист в ходе проводимых приемов должен определить:

  • последовательность работы со звуками; отработать и довести до автоматики основные артикуляционные уклады звуков, которые нуждаются в корректировке
  • развить слух фонематики
  • отработать слова сложной звука — слоговой структурированности

Диагноз дизартрии – часто встречающееся заболевание в логопедии. К первоначальным симптомам на болезнь относят: ужасную дикцию, невероятные замены звуков в структуре слога, невнятную речь.

Основная логопедическая программа спланирована так:

  • На обычных упражнениях с детками изучается материал, который направлен на преодоление недоразвитости речевого рефлекса
  • На занятиях индивидуального характера происходит коррекционные действия произносительной стороны речи, проходит устранение  дизартрии
  • Лечебный процесс проходит в некоторые определенные этапы. На первоначальном этапе предусмотрена нормализация мышечного тонуса. Здесь логопед  проводит массаж, и планирует занятия ведущие к нормализации моторики артикуляционного аппарата
  • Вводит специализированные упражнения для укрепления голоса и дыхания. Основополагающим элементом всех занятий с логопедом является развитие мелкой моторики

Основным видом специализированного массажа выступает массаж  на языке.

  • Здесь вступает в дело собрание действий физических, которые определены на выздоровление участков тела ребенка, которые поражены
  • Длительность процедуры  не меньше шести минут и не больше двадцати на последних занятиях сеанса
  • Противопоказаниями к такому массажу выступают: рвотные позывы, заболевание зубной полости, заболевания вирусно — инфекционной группы

Фото : инструменты для применения в логопедическом массаже

Инструменты логопедического массажа

Логопед имеет вспомогательные элементы в своей работе. К ним относят зонды.  Делятся они на два подвида: разработанные из металла  и из пластмассы. Форма их достаточно разнообразна:

  • Шарик, улитка, топорик, усы, грибок

Эти приспособления безопасны для ребенка.

Правила проведения массажа инструментами

Различают две безопасных позы для выполнения  массажных упражнений:

  • Расположение  — лежа на спине с использованием подушки под шеей
  • В позе – сидя на стуле, с использованием подголовника (возможно использование детских приспособлений: кресла, коляски). Для успешности в процедуре мышцы должны быть расслаблены и быть в покое. Сначала выполняется гимнастические упражнения для растяжки

Упражнения, проводимые при дизартрии:

  • Усиление продольной и поперечной мышцы за счет сдавливания пластмассовым зондом точек на языке. Двигательные процессы нацеливаются от корней к кончику языка
  • Проведение зондом в виде шарика по продольным мышцам, для их укрепления. Упражнение выполняем десять раз
  • Глажка мышц поперечных зондом
  • Весь периметр языка обкалываем зонтом в течение десяти секунд
  • Проводим точечные двигательные повороты против стрелки часовой
  • Массажируем весь язык пальцами. Для укрепления мышц
  • Нацеливаем надавливания и потряхивания языка, держим его за кончик
  • Проводим вибрационные телодвижения зондом по краю языка

Количество проводимых массажем зависит от индивидуальных особенностей организма ребенка.

Польза от логопедического массажа при заикании и дизартрии будет достигнута только при регулярном проведении занятий.

Дети, имеющие меньшую степень болезни быстрее восстанавливают развитие речи.

Видео: Логопедический массаж при заикании и дизартрии

Сохранить

Источник: https://heaclub.ru/kak-delat-logopedicheskij-massazh-pri-zaikanii-i-dizartrii-kakie-sushhestvuyut-metodiki-priemy-i-instrumenty-dlya-logopedicheskogo-massazha

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector